- Ох, и жалко мне тебя Людка! Осталась одна с тремя детьми.
Людмила не хотела бы вспоминать события минувших лет, но подруга Поля, нагрянула так неожиданно и без подробностей она вряд ли уйдет.
- Что уж теперь говорить, видно судьба моя такая, - любопытные глаза Поли смотрели прямо в душу. – А я ведь уговаривала его не ездить в столицу, а он «Поеду, денег заработаю!». Четвертый год пошел, как ни слуху, ни духу от него.
- Ох, какое горе! А что полиция – ищут?
- Искать то ищут, но толку мало. – Людмила подлила чай любопытной подруге. – Я и в столицу ездила на опознание. Да только не Гриша это был.
- Да, столица она большая. Там легко потеряться, и трудно отыскать человека.
- Все глаза уже выплакала, ни слезинки, ни осталось! – Людмила взглянула в окно и тяжело вздохнула. – Скоро Павлик должен приехать с учебы. Он у меня большой молодец! Окончил школу с медалью и поступил в институт. Да только, боюсь я его отпускать в эту столицу. Она у меня уже мужа отняла, а теперь сын там живет.
- Все будет хорошо с Павликом! Он у тебя умный и сообразительный.
- Гриша так и сказал, «Поеду, заработаю денег на обучение сына» и пропал без вести.
- А Гришка то, что ли сразу пропал?
- Нет! Первое время звонил и немного денег посылал, - Людмиле было трудно вспоминать события минувших лет. Боль еще жгла сердце и душу, а надежда, на возвращение мужа, с каждым днем становилась все меньше и меньше. – А потом наша связь оборвалась. Месяц прошел, прежде чем я обратилась в полицию. Думала, сам объявится.
- В полиции, им лишь бы отчеты писать, а действовать не хотят.
- Если бы не уволили его тогда с работы, ни чего бы, не произошло. Был бы сейчас со мной рядом.
- А почему уволили? – Полина сама подлила себе чай. Подробности, которыми делилась подруга, впечатляли ее.
- Ты же знаешь, трактористом он у меня работал на здешней ферме.
- Да, и был всегда на хорошем счету. А что случилось то?
- Сломался его железный товарищ, в разгар посевных. Хозяин предложил ему пересесть на другой и продолжить работу, а мой ни в какую, мол, сам починю.
- И что, неужто сломал?
- Полетела полностью ходовая часть, и требовался капитальный ремонт. Гриша взялся за починку, а хозяин требовал, чтобы он работал в поле. В общем, психанул мой Григорий, и сказал, что не вернется больше туда.
- Да, с характером мужик!
- Работал ведь у меня он только в сезон, а остальное время дома. И так еле сводили концы с концами. Вот и задумал он на заработки в столицу уехать. Там, говорит, перспектива! И, что мне теперь его перспектива…
Калитка за окном хлопнула, и Людмила сразу же взглянула в окно.
- Павлик приехал! – она быстрым движением смахнула остатки слез с лица и взглянула на входную дверь.
Дверь резко распахнулась. Павел быстрым шагом вошел в дом. Его лицо было осунувшимся и бледным.
Он с грустью посмотрел на мать и произнес:
- Вчера я видел отца. Он жив и здоров.
Людмила медленным шагом подошла к сыну. Ей показалось, на миг, что она ослышалась и не поняла, но Павел подтвердил свои слова. В голове вспыхнул образ Григория. Взор его перед отъездом был затуманенным и грустным. Женщина заглянула за спину сына, пытаясь понять здесь ли ее муж, но не нашла его.
- Папа не приехал со мной! И вряд ли когда-нибудь вернется сюда.
- Как же так сынок? Почему он не приехал?
- Я встретил его случайно. Отец не ожидал нашей встречи, - Павлик старался подбирать слова, но они застревали у него в горле и звучали урывками. – Он выглядел хорошо. Все у него хорошо мама. Про нас он просто забыл. Семья у него просто другая. Вот и все!
- Семья другая? – слова сказанные сыном ни как не хотели доходить до сознания женщины. – Я столько ночей не спала. Подушки мои хоть выжимай, а у него семья другая?
Сын обнял мать.
- Поплачь мама, станет легче!
Людмила отстранилась от сына.
- Да не буду я больше плакать. Хватит уже! И, слезинки не пророню.
Людмила, словно не замечая никого вокруг, принялась убирать со стола. Движения ее рук были замедленными, а лицо – амимичным и отстраненным.
- Я пойду Павлик, а ты, как никогда теперь нужен матери и своим младшим братьям.
Полина, незаметно для подруги ушла. История Людмилы сильно впечатлила ее. Зная характер Людмилы, она не сомневалась, что подруга справится и найдет в себе силы жить дальше.