Вообще, в нашем советском кинематографе с костюмными экранизациями французской классики было как-то странно. Вроде бы и фильмы снимались, и участвовали в них наши известные и любимые актеры, а что можно вспомнить кроме трех-четырех фильмов, при массовой опять же любви к французской классической и приключенческой литературе?
Наиболее популярные, это разумеется «Д’Артаньян и три мушкетера», «В поисках капитана Гранта», и… а что, собственно, еще? Экранизации, конечно же, далеко не кончаются, вот только вспоминать их приходиться уже с некоторым трудом. Первые два телефильма можно отнести к первой, наиболее популярной у наших зрителей категории, и кстати, их наиболее часто показывают по разным каналам ТВ. С «Тремя мушкетерами» иногда так прямо замордовывают, я их уже и не смотрю довольно давно, зачем, когда и так знаешь почти наизусть?
Также к популярным костюмным фильмам по французским источникам можно смело отнести другие экранизации тех же Дюма и Жюля Верна. Сами собой напрашиваются «Узник замка Иф» и «Капитан Немо», возможно следует упомянуть хорошие крепкие довоенные фильмы по двум романам того же Жюля Верна - «Дети капитана Гранта» и «Таинственный остров».
А вот то немногое, что есть кроме вышеозначенного вряд ли можно назвать удачным. Вот, например, несколько характерных «сереньких» фильмов.
«Красное и черное», 1976 год.
Эту экранизацию Стендаля на нашем ТВ крутят довольно часто, рискну предположить только для того, чтобы было чем занять эфир. Если вы не ярый поклонник Николая Еременко младшего, то затрудняюсь сказать, чем фильм вас может заинтересовать. Хотя… есть же любители спокойных картин совершенно ни о чем, так смотришь, а ничего и не происходит.
«Капитан Фракасс», 1984 год.
По детской наивности, я тогда в конце 80-х ожидал увидеть, что-то вроде «мушкетеров» со шпагами, скачками на кониках, но… фильм поразил какой-то неземной тоскливостью, и на мго лет совершенно выветрился из памяти. Вроде бы и актеры все известные, но роли совершенно не запоминаются. Несколько раз пытался смотреть данный фильм уже взрослым, но так и не смог дотянуть до конца.
«Тартюф»,1992 год.
Все же фильм строго говоря можно считать советским, так как съемки прошли еще в СССР. Здесь опять подвело детское восприятие – раз Боярский, так обязательно что-то вроде Д’Артаньяна, Брильи, или на худой конец того парня из «Собаки на сене». А тут мало того, мюзикл, так еще и в стихах.
Ну и в заключении, замечательная картина «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» - вынес ее в финал, так как она все же стоит «особняком», действие хоть и происходит в средневековой Франции, но оригинал принадлежит естественно не французскому автору. Великолепная Ольга Кабо в главной женской роли, но… удивительным образом в те же 90-е этот фильм посмотреть можно было только благодаря счастливой случайности, да он и по сей день «в загоне» на ТВ, при всей многочисленности телеканалов. В отличии от «Красного и черного», кстати.
Увы, но к сожалению, в советских экранизациях остались за бортом и весь «остальной» Дюма и много кто еще, например, Морис Дрюон издаваемый массовыми тиражами. Искренне, кстати, надеюсь, вдруг пропустил, что-то действительно интересное.