Найти тему

Должен ли педагог любить ребенка-аутиста?

ПрА любоФФ

Тема не моя, а поднята каналом "Аутист об аутизме". Молодой ABA-терапист с синдромом Аспергера пишет о том, что педагоги неправильно относятся к детям с РАС, а именно:

- не любят;

- стараются переделать под себя;

- наигранно сюсюкают;

- не уважают, обходятся как с мебелью.

Так вот: любовь - штука сложная. Во-первых, люди любят себя. Во-вторых, своих детей. На третьем месте обычно супруги и/или родители. Деньги любят почти все. И 99% населения любят вкусную еду. Чужие дети в этот список не попадают. И это нормально.

Бывают исключения...

Моя подруга - неплохой школьный учитель в частной школе, она любит своих учеников, примерно половина из которых с СДВ. Но у Вари трудности со здоровьем и созданием семьи. Она сознательно выбрала любить чужих детей, а еще зарплату, премиальные, малокомплектный класс и 2 месяца отпуска, которые она тратит на не менее любимые ролевые игры.

Друг и бывший учитель мужа - заслуженный учитель России. В 1990-е он пришел проверить себя в одну из худших школ Москвы, где ученики дрались с учителями, а несколько девочек из класса мужа сидело на героине, на который они зарабатывали проституцией. После такого опыта он не разочаровался в педагогике и даже подружился с некоторыми учениками, разумеется из тех, которые не тратили время на оргии и наркотики. Школу он, естественно, сменил, после того, как набрался опыта. Он любит детей. Но больше все-таки трех своих дочек и своих нынешних учеников, которым интересно, какие ферменты вырабатывает поджелудочная железа и как влияет панкреатин на пищеварение.

Мой ребенок занимался аж у четырех классных творческих логопедов, влюбленных в свое дело. Они дружелюбно относятся к детям и всегда хорошо о них отзываются. Я познакомилось с очень хорошим человеком, директором ABA-центра. Но Тамара больше всех любила свою семью, включая особенную дочь. Она ушла с работы, чтобы больше времени уделять семье и 12 профильным ученикам с Синдромом Дауна. У Оли трое мальчишек и я знаю, что красивую "Логопедическую избу" она построила в первую очередь для них. Чтобы, пока мама зарабатывает деньги, ее собственные дети могли поиграть в специальной комнате. А уж групповые занятия для моего сына это способ частично отбить арендную плату. Для Оксаны ABA-терапия и нейропсихология - возможность растить маленькую нейротипичную дочь и подростка с синдромом Каннера, который получает бесплатную помощь в ее же собственном центре и отдыхает в организованном ею летнем лагере для особых детей.

Все эти люди действительно хорошо относятся к своим ученикам, но... я бы не стала вменять им в обязанность любить своих подопечных.

-2

Теперь про нелюбовь. Некоторым педагогам действительно неприятно заниматься с аутистами. Кто-то просто неудачно выбрал профессию, кто-то не умеет работать именно с РАС. Кто-то не в восторге именно от конкретного ребенка. Случайно подслушала чужой разговор. Терапистке по имени Лера в реабилитационном дали новую ученицу, подростка 12 лет. Лера - хороший, грамотный специалист, но ее конек - реабилитация высокофунциональных малышей-аутистов до нормы. Новая девочка - с синдромом Каннера, она на полголовы выше Леры, не говорит, громко кричит и отнимает у женщины карточки. Лера немного боится свою ученицу, хотя и продолжает искать к ней подход. Но это скорее про терпение, чем про любовь. И про любимую дочь Леры, которой нужен платный репетитор по математике. В другом центре работает Надя. Надя отличается огромным терпением, из-за чего ей постоянно подкидывали самых сложных учеников. Надя устала и побежала искать другую работу, но, впрочем, не нашла. У нас тут в Подмосковье с работой не разбежишься.

О "переделках"

Мой ребенок очень любит людей, но он реально приставучий, не умеет вместе играть и сотрудничать. Боюсь, что в таком виде, кроме папы с мамой, люди любить его не готовы.

Поэтому я отвела его на групповые занятия, где он учится общаться в рамках приемлемого, и педагог с ним адекватно строг. Вчера его три раза выгнали с занятия за то, что он игнорировал задания :)

Многие навыки маленькие аутята приобретают через колено. Т.е. ребенок орет, протестует, а мама требует. Мы с сыном "орались", когда учились говорить, пару недель назад я уносила его с площадки, если он был слишком навязчив.

Для матери или педагога заставлять своего ребенка что либо сделать - неприятно, но с аутистами это работает, когда не помогают уговоры, подарки, объяснения.

Так что любовь к ученику - это уж как случится. Важнее профессиональная этика. Этика -обязательный элемент учебной программы в ABA.

Все пункты я сейчас не вспомню, но главные такие:

  1. Добросовестно выполнять свою работу, не тратить учебное время, оплаченное клиентом, на свою еду, сон, развлечения, пустые разговоры.
  2. Не сравнивать ребенка с другими детьми, только - с ним самим (нельзя говорить родителям, что Вася занимается хуже Маши, но лучше Вари).
  3. Не обещать 100% волшебного результата, например, полного излечения от РАС, нужно тактично говорить о возможности значительных улучшений.
  4. Не причинять физического вреда ребенку, не бить его и не унижать, хотя наказывать и делать замечания - можно.
  5. Все сведения о ребенке - конфиденциальны и предназначены для ребенка и его родителей, фото, видео и персональные данные не подлежат разглашению и публикации в Интернете без согласия законных представителей ребенка.
  6. В первую очередь необходимо предпринимать шаги для улучшения качества жизни ребенка, и только во вторую - для того, чтобы ребенок соответствовал требованиям общества. Например, ABA предлагает ребенку со сложным речевым диагнозом карточки ПЭКС, и только потом - занятия с логопедом.

Последний пункт тераписты часто нарушают, т.к. музыку заказывают все-таки родители. Часто нарушают и пункт 3: очень многие педагоги сознательно или неосознанно преувеличивают потенциал ребенка или недооценивают его. Но в целом кодекс хороший. Правильный и адекватный, хотя там ни слова про любовь.

Что же касается педагогов, которые относятся к особым детям с негативом... Тут люди просто голосуют рублем, как и в любом другом случае.

Вчера мы с сыном зашли в магазин товаров для творчества. Я - та еще сорока, а сын обожает все, что связано с игрушечными домами. Ассортимент магазина великолепный, но товар неходовой. Все то же самое можно заказать онлайн в 3-4 раза дешевле.

Мы настроились потратить там тысячу рублей на сборный домик из соломки, миниатюрную еду из полимерной глины и подвески в виде гаечных ключей, но продавец агрессивно отчитала меня за то, что я не слежу за сыном: пока я расплачивалась за подвески, мой парень потрогал вязальные спицы.

И... покупать как то перехотелось... Вместо этого зашли в фикс-прайс, где взяли кинетический песок и декоративные камешки. Сын сделал из них торт, а потом - утюгна батарейках.

Также и с педагогами. Нравится - занимайтесь, не нравится - ищите другого.

-3

Единственное, в чем согласна с автором блога - не стоит обращаться ребенком как со стенкой. В свои 5 лет мой сын уже многое понимает. Нельзя обсуждать при нем же способы им управлять и манипулировать.

- Ой, я сказала вашему сыну , чтобы он не зевал иначе муха залетит в рот. Это работает.

Также мой ребенок очень болезненно относится к жесткой критике...

Когда мы начали водить его в коммуникативную группу, психолог и я очень сильно ругали его за отказ работать вместе с другими детьми и мелкие хулиганства.

В результате в группе сын стал вести себя только хуже.

Я поменяла свое поведение: стала хвалить за небольшие успехи, после занятий мы ходим есть его любимые сосиски в тесте. Идеальным мой ребенок конечно от этого не стал, но стал более спокойным и адекватным.