Поразительно то, что режиссер говорит героине «Старшей сестры», пришедшей на работу в театр спустя годы после того, как она произвела впечатление в театральном вузе, но не решилась поступить:
— Знаете, что вы потеряли с тех пор? Ну, можно считать, что это немного. А можно считать, что это всё. Индивидуальность.
Поразительно то, что Татьяна Доронина, сыгравшая в том фильме, никогда не теряла своей индивидуальности. Ни актерской, ни человеческой.
Быть может, только сейчас мое поколение, узнавшее, что такое безработица, страх остаться за бортом в любую минуту, по-настоящему оценило ее подвиг – спасение почти половины труппы старого МХАТа.
Мне уже все равно, что Ефремова потом носили на руках, а ее театр игнорировали. Она взяла в здание на Тверской 77 человек. Спасла.
«Ефремов и меня звал с собой. Со мной первой он говорил о разделе, называл, кого он хочет взять с собой, а кого – оставить. Я спросила: «Куда денутся хорошие артисты, которые с нами учились в Школе-студии МХАТа, параллельно или чуть ранее?» Ответ поразил меня. Он сказал, что ему все равно, где они будут – в каком-нибудь подвале или в клубе «Каучук», например…
За исключением 15 человек, которые и мхатовцами-то не были, а пришли в театр со стороны, весь коллектив МХАТ стоял за единство. И это единство разделять нельзя было. Так же как нельзя было разделять нашу страну. Но нашлись люди и в театре, и в государстве, которые воспользовались нашим непротивлением, нашим христианским смирением – и получили свои дивиденды. Был запланированный раскол театра так же, как был запланированный, срежиссированный развал страны».
Недавно листая каналы, наткнулась на фильм «Мачеха» 1973 года. Поразилась каждой ее интонации, взгляду, жесту. В каждом вздохе - индивидуальность.
То, что напрочь потеряно нынешней актерской порослью. Почти все на одно лицо.
С днем рождения, Актриса!