Найти тему
С Богом по жизни

Внимание: работает Бог!

(Бытие 1—2)

Канавы, горы грязи и среди них бульдозеры, скреперы, цементовозы - каждый раз там, где работает вся эта техника, вы видите мигающие желтые огни и знак и/или надпись: “Внимание: работают люди”. Точно так же и в Писании есть моменты, призывающие нас ко вниманию, ибо работает Бог. Они стоят особняком. Они привлекают наше внимание, как те мигающие желтые огни. Они приказывают: “Сбавьте скорость". Они сигналят: “Внимание: работает Бог!” Вокруг таких сигнальных стихов возникают важные вопросы: какую цель преследует Бог? Какое значение она имеет для нас, людей? Как Бог связан с жизнью людей? Какой смысл несет этот стих для меня лично?

Писание представляет два основных момента, когда Бог действительно находится за работой. Конечно, Он работает каждый день, так как Он дает вам хлеб и воду. Он отвечает на ваши молитвы. Он работает все время. Удивительны и необычны пути, которыми Писание показывает работу Бога.

В Новом Завете Писание привлекает особое внимание к кресту Иисуса Христа. Он в Писании - как один из тех желтых мигающих огней. Он останавливает вас и сообщает вам, что именно здесь - в смерти, погребении и воскресении Иисуса Христа - работает Бог.

В Ветхом Завете есть другой особый, удивительный момент, когда желтые предупредительные огни в Писании начинают мигать и привлекать ваше внимание к работе Бога. Это Божье творение. О нем можно прочесть в великой книге Бытие.

БЫТИЕ - ЭТО КЛЮЧ К БИБЛИИ

Бытие - это ключ ко всей Библии. Это не преувеличение. Чтобы понять Быт. 4—12, вы должны понимать Быт. 1—3. Чтобы понять Быт. 13—36, вы должны понимать Быт. 4—12. Чтобы понять Быт. 37—50, вы должны понимать Быт. 13—36. Вот ключ: чтобы понять остальные книги Библии, вы должны понимать Бытие. Почему Бытие - это ключ к пониманию Библии? Потому что, если вы не поймете Бытие, вы не будете знать происхождения Израиля. Если вы не будете знать происхождения Израиля, у вас не будет ни малейшего представления о том, что происходит в Ветхом Завете или в большей части Нового Завета. Не понимая происхождения Израиля, как можно понять служение Иисуса? Не понимая происхождения Израиля, как можно понять зарождение церкви в Деяниях? Не понимая происхождения Израиля, как можно понять послания в Новом Завете? Бытие - это ключ к пониманию всего Слова Божьего. Все начинается с Бытия.

БЫТИЕ ОБРАЩЕНО К ГЛУБОКИМ НУЖДАМ ЧЕЛОВЕКА

Мы с моим другом побывали в Бразилии с циклом лекций. В одной из своих лекций он перечислил основные проблемы человечества сегодня. Он мог бы взять этот перечень из сегодняшних средств массовой информации. Но он попал прямо в цель, решив проследить истоки этих проблем по книге Бытие.

Давайте и мы таким же образом перечислим некоторые из проблем, преследующих человечество сегодня: насилие (война и преступления); брак и семья; труд и управление; взаимоотношения между мужчиной и женщиной; смерть; жизнь после смерти и вечность; грех, бессмысленность и отсутствие цели; низкая самооценка и депрессия; экология.

Бытие рассказывает историю того, как Бог решает каждую из вышеназванных проблем. Бытие излагает не только первый ответ Бога, но и заключительный Его ответ на каждый из этих вопросов. В мире, который изобретает все новые и новые технические средства, чтобы решить проблемы людей, настоящие ответы даны в Бытии.

Вся Библия посвящена Бытию. Ничему другому. Она посвящена тому, о чем речь идет в Бытии, она посвящена только тому, о чем речь идет в Бытии. В Бытии раскрываются замыслы и цели Бога. В Бытии раскрываются взаимоотношения, какие должны быть у нас, у людей. В Бытии излагается план Бога. Остальная часть Библии - всего лишь развитие “великой истории”, которая рассказана в Бытии. Хотя в оставшейся части Библии повествуется о других событиях и личностях, “великая история” остается той же. Вот почему Бытие - это ключ к пониманию Библии.

Если Бытие - это ключ к решению основных проблем людей, то как это делается? Бытие рассказывает нам то, что я называю “великой историей”. Мы живем в двадцать первом веке, живем после Чарльза Дарвина, в то время, когда нашу молодежь учат научному методу и умению отличать научно обоснованные знания от каких-либо иных. И именно вследствие этого сильного крена нашего времени в сторону науки и техники очень важно понимать, о чем Бытие говорит и о чем оно не говорит. О некоторых вещах Бытие не говорит. Прежде чем что-либо сажать, необходимо расчистить участок.

1. Бытие не говорит о противоречии между сотворением и эволюцией.

2. Бытие не говорит о науке и технике.

3. Бытие не говорит о религии.

4. Бытие не говорит о философии.

Эти отрицания нам необходимы, потому что многие из нас берутся за Быт. 1:1 в очках, и эти очки затуманены философией, эволюцией, наукой и религией. Книга Бытие не посвящена ни одной из этих тем. Давайте посмотрим на примере, как очки, которые мы сами надели, мешают нам понять основную идею Бытия.

Многие люди, читая Быт. 1:1, начинают спрашивать: “Это что, настоящие дни продолжительностью в двадцать четыре часа? Тогда это то, что меня очень интересует. Что я хотел бы знать, так это насколько данная история научно обоснована? Какова же дата первого дня? Каким образом все начинает существовать?” Когда люди читают Бытие, пытаясь найти ответы на свои человеческие вопросы, они смотрят на текст через навязанные самим себе очки. Все это отвлекает нас от основной мысли “великой истории”... что это Бог! За работой Бог. Более того, мы можем знать все факты из Быт. 1 и 2 и так и не познать Бога. Но Быт. 1 и 2 не было написано только ради того, чтобы мы могли повторить изложенные там факты; не является оно и просто информационным сообщением. Мы можем знать все факты, но так и не познать радости, тайны и жизни Быт. 1 и 2.

ТЕМА БЫТИЯ

О чем же оно? Бытие посвящено Богу и Его целям. За пределами Библии у нас нет речевых средств говорить о Боге. Все, с помощью чего мы можем говорить о Боге, - это только символы. Говоря о Боге, надо внимательно следить за тем, какие символы вы используете: надо использовать те символы, которые дал вам Бог, а не те, какие придумал какой-нибудь философ, или ученый, или проповедник, или кто-либо еще. Например, многие из нас знают, что Бог вездесущ, всеведущ и всемогущ. Так сказал Аристотель. Но вот что я хочу сказать: это пришло не от Моисея. И не от Давида. Ну и что, спросите вы. Если вы возьмете все то, что вы знаете о Боге, и отнесете к одной из этих трех категорий, вы тут же соскользнете с темы Бытия. Вы отвлечетесь от того, что Бытие пытается вам сказать. Вы взяли три человеческие категории и втиснули в них живого Бога. Библия этого не делает. А греческая философия -делает. Слово же Божье никогда не раскладывает Бога по трем аккуратным полочкам. Почему? Он там не поместится. Вы просто не засунете Его туда. Эти три ярлыка не смогут описать Бога Бытия. Поэтому будьте осторожны с языком, которым вы пользуетесь для описания Бога.

Бог Бытия - это Бог, который говорит, и когда Он говорит, то это не похоже ни на что, когда-либо слышанное людьми. Бог Бытия может быть настолько молчаливым, что вы начинаете думать, а будет ли Он вообще еще говорить. Бог Бытия - это Бог, который открывает Себя, и когда вы смотрите на Него, то исполняетесь благоговейного страха. Когда Он открывает Себя, вы только и можете, что пасть на колени и поклониться Ему. Заставляют вас преклониться перед Ним, когда Он открывает Себя, Его сила, Его цель, Его красота, Его святость и Его безграничная любовь. Но Он может скрывать Себя, и тогда вы начинаете думать, а видели ли вы Его когда-либо вообще. Он - Бог, окутанный тайной. Он - Бог, Которого вы никогда не поместите ни в какую категорию. Он - Бог, которого вы никогда не поймете. Он находится за пределами человеческого интеллекта. Поэтому надо понимать, что с Ним связана тайна. Он говорит, и Он молчит. Он здесь, но Он там. Он молчит, и Он дает откровение. Он скрывается и уходит в тень, и Он вмешивается и показывает, кто Он есть. В наше время то, как мы воспринимаем жизнь, - наш рационализм и мирской гуманизм – приводят к тому, что мы теряем основную идею “великой истории”.

“Великая история” является великой потому, что она затрагивает самые глубины человеческого духа каждый раз, когда вы рассказываете ее. Вот почему люди любят слушать ее. Это самая важная история, которую когда-либо слышал человек. Она дышит новизной и свежестью каждый раз, когда вы рассказываете ее. Так давайте же кратко вспомним ее.

КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ «ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ»

«В начале сотворил Бог небо и землю» (1:1)

Д-р Артур Комптон, лауреат Нобелевской премии в области физики в 1923 г., сказал о своей вере в Чикаго Дейли Нъюс, 12 апреля 1936 г.:

«Для меня вера начинается с осознания того, что вселенную и человека создал некий высший разум. Мне не трудно в это верить, ибо бесспорно, что там, где есть план, есть и разум: упорядоченная, открывающаяся нам все новыми сторонами вселенная является доказательством истинности наиболее величественного утверждения, когда-либо произносимого, - “в начале Бог"».

На протяжении этого неопределенного периода времени существовал Бог. Нам не дано знать продолжительности времени начала.

«Земля же была безвидна и пуста...» (1:2)

Ни один человек не знает, как долго продолжалось такое состояние. Знает это один Бог. Меня тогда не было. И вас тогда тоже не было. Вы никогда не встречались с тем, кто тогда был, и никогда не читали о нем. Только Бог был там в начале, когда Он творил небо и землю. Как Он это делал, Его тайна.

Перечитайте Быт. 1:3-25. Бог создает ночь и день, разделяет воды и создает землю и моря. Он дает жизнь растительному миру. Затем Он создает солнце, луну и звезды. Вы можете увидеть из текста, какое удовольствие Бог получает от Своего творения. Бог работает, и это радостно. “И увидел Бог, что это хорошо". Сотворив растения и животных такими, чтобы они производили “по роду своему”, Бог создал огромную биологическую систему: вид, род, семья, порядок, класс и филюм.

«Сотворим человека по образу Нашему...» (1:26, 27)

После этого Бог подошел к Своему величайшему творению. Он сотворил человечество, подобное Ему. Деятельность Бога по отношению к человечеству определяется словами “сотворил”, “создал”, “сделал”. Из ничего Бог создал человечество с духом, подобным Его духу. Множественное число (“сотворим”) указывает на Троицу, присутствовавшую при сотворении мира, и напоминает нам об Ин. 1:1-3, где Христос не только присутствует при сотворении, но и активно участвует в нем вместе с Богом Отцом и Святым Духом. Обратите внимание также на то, что Бог создал человечество двуполым еще до того, как были созданы какие-либо другие отношения. В мире, запутавшемся в проблеме “пола", важно не забывать, что Бог сотворил “мужчину и женщину” еще до грехопадения человечества. Он сказал, что это “хорошо", как и все Божье творение. Бог сказал, что пусть они владычествуют над всем этим: над рыбами, птицами, скотом, землей и другими существами. Он велел им плодиться и размножаться, и наполнять землю, и обладать ею.

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой» (1:31)

Улавливаете ли вы тему о Боге, которая проходит через все это? Перед вами история глубокой радости Бога. Он создает птиц, животных и человечество в момент радости. Перед нами история человеческой жизни. Задумывались ли вы над чем-нибудь больше, чем над нашим происхождением? Мы не просто результат какой-то случайности. Мы появились в результате особого момента радости Бога. Бог создал всех мужчин, женщин, детей по образу Своего духа.

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Быт. 2:1-25 - это глава 1 под увеличительным стеклом.

Глава 1 - это история происхождения. Глава 2 - это история взаимоотношений. Взаимоотношения первого рода рассказывают нам о Боге и человечестве. В них радость, близость и общность. В них свобода, ясность и торжество. В них любовь, мера и гармония. В них общение, понимание и единство. Бог хочет, чтобы было именно так между Ним и величайшим из всех Его творений - мужчиной и женщиной.

Есть в этой главе и история взаимоотношений второго рода. Это рассказ о человечестве и планете. Бог ставит человечество над его окружением и велит ему “наполнять землю и обладать ею". Он дает указание человеку, как это делать. Он уже сказал мужчине и женщине в Своем благословении: “Владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всякими животными, пресмыкающимися по земле". Мужчина и женщина - хозяева, а не слуги планеты Земля. Мужчина и женщина живут в таких же границах, какие Бог установил для всего Своего творения. Эти границы дают форму, порядок и гармонию. Человечество питает, возделывает и защищает всю Божью землю. Это священное доверие.

Третий род взаимоотношений - это взаимоотношения мужчины и женщины, то есть мужа и жены. Читая 2:23, где речь идет о сотворении жены, вы чувствуете радость этого события:

«И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа».

Слово “вот" совсем не передает эмоциональную наполненность еврейского слова, переводом которого оно служит. Мы переводим его словом “вот" по той простой причине, что лучшего слова у нас нет. Если бы я переводил это еврейское слово, то я бы написал так, что, когда Адам впервые увидел Еву - когда муж впервые увидел свою жену, познакомившись перед этим со всеми другими творениями Бога, то он воскликнул: “О! Ах!” Здесь подлинная радость. На месте Адама, как бы вы общались со звездой? А как рыба слушает человека? Бог увидел, что нехорошо быть человеку одному. Поэтому Он сотворил ему помощника, подобного ему. “О! Ах!" Радость мужчины и женщины, мужа и жены. “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей”. Это не то, что птицы, рыбы, планеты и звезды.

«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (2:24, 25).

Не было ничего постыдного в этих взаимоотношениях. Наоборот, это были взаимоотношения, характеризовавшиеся заботой, общностью, единством, близостью, постоянством, удовольствием и смехом. Они были уникальными и особенными. В них была трогательность и радость, достоинство и ценность, важность и самоуважение.

ВАЖНОСТЬ “ВЕЛИКОЙ ИСТОРИИ”

В чем сила “великой истории”? Позвольте мне назвать пять доказательств величия этой истории. (1) Она учит нас, какими должны быть наши главные взаимоотношения. (2) Она заставляет нас поклоняться Богу, а не себе. Она заставляет нас удивляться. Она заставляет нас обратить наш взор от планеты Земля к небесам и Богу. (3) Она поднимает великие вопросы, отвечает на часть из них и решает основные проблемы людей. (4) Она помогает нам понять остальную Библию. (5) Ее можно рассказывать снова и снова, и каждый раз она будет отличаться свежестью и новизной.

“Великая история” - это история, которую мы берем на веру, потому что единственный, кто там был, - это Бог. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. ...Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Ин. 1:1, 3). Мы принимаем ее верой. Некоторые могут выслушать “великую историю" и не поверить ничему в ней. Позвольте мне процитировать два высказывания двух великих скептиков, которые не поверили Быт. 1 и 2.

Первый, французский философ Вольтер, сказал: "Я содрогаюсь при мысли о том, что в очередной раз пожаловался на это существо из существ. Окидывая внимательным взором эту ужасную картину, я сожалею, что родился...”

Второй, Роберт Ингерсоль, известный как “великий агностик”, сказал: “Жизнь - это узкая долина между холодными голыми пиками двух вечностей. Мы тщетно стремимся заглянуть за эти вершины, мы кричим, что есть силы, но нам отвечает только эхо".

Сравните результаты и последствия скептицизма с результатами веры. В конце своей жизни, озаренной верой, Павел говорит: “...Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2 Тим. 1:12). Накануне своей смерти Павел подтверждает свою веру, говоря: “Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе" (Фил. 4:13).

Книги Библии | С Богом по жизни | Дзен