Найти тему

Законы Батера Брэда (Методика лётного обучения)

Учить летать — это регулярно совершать чудо. (Батер Брэд)

Требования, предъявляемые к пилоту-инструктору

Настоящий инструктор должен обладать пятью качествами:

1. Терпением, когда курсант не умеет делать того, что умеет инструктор. В противном случае его не надо было бы учить.

2. Терпением, когда курсант осваивает программу медленнее, чем предусмотрено программой. Программа написана для среднестатистического курсанта, а инструткор имеет дело с конкретным человеком.

3. Терпением, когда техника пилотирования курсанта не соответствует представлению инструктора об идеальном выполнении полета. Пилотирование — это почерк. Надежным пилот станет только тогда, когда у него будет свой почерк, а не копия почерка инструктора.

4. Терпением, когда курсант допускает отклонения. Если нет отклонений в процессе обучения, они появятся позже, и курсант может быть не готов к ним.

5. Терпением, даже когда осознаёшь, что благодарность не является неотъемлемым атрибутом инструкторской работы.

Дополнение к Требованиям, предъявляемым к пилоту-инструктору:

Советы инструктору

Учись учить. Учить летать не просто труднее, чем летать самому, — это другая профессия.

Для обучаемого нет ничего само собой разумеющегося.

Отсутствие информации намного предпочтительнее наличию информации недостоверной. Инструктору лучше сказать: «Не знаю», чем дать сомнительную информацию.

Освоить профессию, не ошибаясь, невозможно — это все равно что научиться ходить не спотыкаясь.

Нужно не только учить, как летать правильно, но и как самому ученику исправлять собственные ошибки.

Между понятиями «рассказать (показать), как нужно делать» и «научить, как нужно делать» — пропасть, только, преодолев которую можешь называться инструктором.

Если у твоего курсанта нет прогресса в обучении, подумай, может, это его инструктор не справляется.

Инструктор постоянно сдает экзамен, даже когда экзамен принимает.

Учить летать — все равно что учить жить. В смысле одинаково сложно.

Советы учителю

Не учи всему, что умеешь сам, но только тому, чему без тебя ученик не научится. Не лишай его радости самосовершенствования и возможности пойти дальше тебя.

Примечание: Учитель (инструктор) — это тот, кто хорошо помнит, как сам был ребенком (курсантом).

Замечание о качестве летного обучения

Хорошие курсанты бывают только у хороших инструкторов.

Курсант так же может быть виновен в плохом прохождении программы летного обучения, как сопровождаемый не может быть виновен в том, что проводник заблудился.

Хороший инструктор, что хороший садовник. Он растит сад, а не жалуется на деревья. Но летная работа — это особая среда, где не все деревья приживаются.

Эмоции есть непозволительная роскошь для профессионала вообще и для инструктора в частности.

Как только ты перестаешь учиться сам, ты теряешь право учить других.

Как невозможно посетить город, которого нет, так невозможно достичь цели, которая не поставлена. Целеполагание — основа обучения.

Главное правило методики летного обучения

Самое сложное в профессии пилота не научиться летать, а понять, что учиться летать нужно всю летную жизнь.

Главная оценка в методике летного обучения

Летная работа — это экзамен, длинною в летную жизнь. Сказать: «Я хороший летчик» можно, только сдав этот экзамен. Поэтому между словами «я» и «хороший летчик» в утвердительной форме может стоять только глагол прошедшего времени.

Цель обучения

Хороший инструктор учит, как выйти из сложной ситуации, а очень хороший — как в эту ситуацию не попасть.

Парадокс в методике летного обучения

Для того чтобы линейный пилот был надежным, его нужно научить быть готовым действовать в аварийной ситуации.

Пилот, которого научили действовать в аварийной ситуации, готов проявить свои навыки на практике.

Готовность проявить свои навыки на практике приводит к тому, что ситуация, при которой эти навыки потребуются, становится более вероятной.

Подготовка пилота к действиям в аварийной ситуации повышает вероятность аварийной ситуации и делает пилота менее надежным.

И еще

Профессионализм не есть уровень владения профессией, но постоянное стремление к повышению этого уровня.

Совершенствоваться может только тот, кто способен начинать с начала столько раз, сколько потребуется.

Не существует другого критерия профессионализма инструктора, кроме профессиональный уровень его ученика.

Закон о профессиональном уровне инструктора

Инструктор не должен быть лучшим летчиком, но надежным летчиком быть обязан.

Примечание к Зкону о профессиональном уровне инструктора: Быть надёжным летчиком означает:

а) уметь работать надежно в команде;

в) уметь работать надежно без команды;

с) уметь работать надежно, когда команда (член команды) тебе мешает работать.

Дополнение к закону о профессиональном уровне инструктора

Никто не должен быть лучшим летчиком.

Исключение из дополнения к закону о профессиональном уровне инструктора:

Карлсон.

Цена инструктора

Инструктор (также как и учитель и врач) — это всегда штучный товар, потому что он учится на живых людях.