Найти тему
Архивариус Кот

«Вольнее всякий дышит»

Из цикла "Вечно живая комедия"

Мой цикл статей о грибоедовской комедии постепенно подходит к концу. Однако считаю просто необходимым сказать ещё - не о Чацком, а о чацких, таких, как он.

Я почитала многое в комментариях, увидела (впрочем, это меня не удивило), что и сейчас о Чацком спорят, кто-то отказывает ему в уме, кто-то, напротив, превозносит его. Я, скорее, поддерживаю вторых, но, как бы ни относились мы к герою, конечно же, чувствуем трагическое одиночество его в доме Фамусова. Но, будучи одиноким и никем не понятым здесь, одинок ли Чацкий на самом деле? Есть ли у него друзья и единомышленники?

Остёр, умён, красноречив,
В друзьях особенно счастлив,
- сказано о нём.

В одном из комментариев к предыдущим статьям я прочитала: «Не видя никого из этих друзей, мы вправе усомниться». А я не сомневаюсь, и вот по какой причине. Ведь так о герое говорит Софья, и говорит не в самом доброжелательном контексте – дальше прозвучит «Вот о себе задумал он высоко». Мне кажется, раз Софья признаёт «счастье» Чацкого в друзьях (причём, заметьте, речь идёт о прошлом, но эта фраза стоит в настоящем времени – без «был»!), то это действительно так.

В комедии из друзей героя не выведен никто (хотя совершенно ясно, что многих прежних приятелей он на балу встретил – не случайно помянет в числе прочих «мильон терзаний груди от дружеских тисков»), но ведь это только дом Фамусова. Кто присутствует здесь? Ещё раз вспомним – «домашние друзья» то есть, скорее всего, люди, по духу близкие Фамусову. Конечно, большинство из них Чацкому знакомо: это те, среди которых он вырос и жил, но это не его единомышленники.

А есть ли они? Давайте не будем гадать или читать новомодные исследования, а обратимся к тексту комедии.

Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди!..

Заметим: Павел Афанасьевич в ужасе от речей своего бывшего воспитанника, но говорит почему-то во множественном числе. И не только здесь. Знаменитый монолог о Максиме Петровиче начинается:

Вот то-то, все вы гордецы!
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы на старших глядя,-
и заканчивается напутствием: «Вы, нынешние — ну-тка!»

Не знаю, как вы, а я делаю совершенно определённый вывод: подобных людей Фамусов встречает постоянно и, естественно, очень ими не доволен. И подтвердят это его собственные слова во время обсуждения причин «безумия» Чацкого (и вспомним, как сразу их подхватят все!):

Ну, вот! великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

И в ответ прозвучит хорошо известный и не раз мной цитированный рассказ княгини Тугоуховской о князе Фёдоре. А Хлёстова горестно скажет:

И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений.

Я не буду сейчас подробно рассказывать об очень популярных тогда ланкастерских («ланкарточных») школах взаимного обучения, которые после событий 1825 года были признаны «рассадником вольнодумства», скажу лишь, что методы этой школы активно внедрялись офицерами, будущими декабристами, для обучения солдат.

Вернувшийся явно из-за границы Чацкий находится в полной уверенности, что «нынче свет уж не таков». Мне доводилось много читать о недовольстве Чацкого, его раздражённости. Но не кажется ли вам, что всё это проявляется по мере развития действия комедии, когда он начинает чувствовать, что его порывы не находят отклика? Перечитайте его первую реплику! С жаром поцеловав руку Софьи, он будет засыпать её вопросами:

Ну, поцелуйте же, не ждали? Говорите!
Что ж, ради? Нет? В лицо мне посмотрите.
Удивлены? и только? вот приём!

И только после наступит разочарование…

-2

А Фамусову он возразит достаточно ясно:

Вольнее всякий дышит,
И не торопится вписаться в полк шутов.

И все свои гневные речи он будет произносить не только от своего лица, а постоянно употребляя местоимение «мы»:

Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?..

..Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

И не один раз в его речах прозвучит по существу «программа» действий тех, кто «не требует ни мест, ни повышенья в чин»:

В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным…

В другой раз с уважением упомянет тех, «кто путешествует, в деревне кто живёт», «кто служит делу, а не лицам».

И, наверное, самое интересное: в комедии мы услышим о таком «враге исканий» - это двоюродный брат Скалозуба. И сам Сергей Сергеевич, и Фамусов будут говорить о нём с сожалением. Но посмотрите на эти скупые строки:

Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.

Конечно, им не дано понять, как это можно «вдруг» бросить так хорошо складывающуюся карьеру: «Вот молодость!.. читать!.. а после хвать!..». Но нам-то рассказ о брате Скалозуба явно покажет, что ряды чацких увеличиваются…

В финале комедии Чацкий терпит поражение в любви. Но изменились ли его взгляды? Да, он вроде бы даже согласится с общим мнением:

Безумным вы меня прославили всем хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.

Иллюстрация Д.Н.Кардовского
Иллюстрация Д.Н.Кардовского

Он уезжает «искать по свету,где оскорблённому есть чувству уголок». Найдёт ли? Мне кажется, да. Сейчас его больше всего мучит любовная драма, а дальше…

Он ведь найдёт в себе силы сказать: «С вами я горжусь моим разрывом»,- и явно указать, что он не «благонравный, низкопоклонник и делец» (удивляюсь только, что кто-то из комментаторов сделал из этих слов вывод, что Чацкий «наябедничал» на Софью). Так что, думаю, он сумеет ещё найти себя.

В первой увиденной мной на сцене постановке «Горя от ума» (это был спектакль Е.Р.Симонова в Малом театре) действие завершалось в прямом смысле этого слова выходом Чацкого на Сенатскую площадь. Наверное, это всё же слишком категорично. Но ведь даже М.Е.Салтыков-Щедрин, показавший «одумавшегося» Чацкого, не мог не упомянуть, что был он «в узах». Так что думаю, оказался бы Александр Андреевич в числе тех, кому было запрещено «на выстрел подъезжать к столицам». И явно был бы там не в одиночестве

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
Все статьи о "Горе от ума" - здесь

Навигатор по всему каналу здесь