Найти тему
История моды с Марьяной С.

Как была одета "Незнакомка" Александра Блока

Конечно, "Незнакомка" Блока - поэтический образ, а не зарисовка из модного журнала. Но давайте попытаемся представить, как она могла быть одета! Ну или, по крайней мере, как одевались женщины той поры, которые могли вдохновить поэта.

Итак, что мы знаем о её наряде?

Луиза Казати, Джованни Больдини, 1908. (сс) Wikimedia Commons
Луиза Казати, Джованни Больдини, 1908. (сс) Wikimedia Commons
  • "Девичий стан, шелками схваченный".

Стихотворение написано в 1906. О, эти девичьи и женские станы той поры! В моде всё ещё был изящный, хотя и неестественный S-образный изгиб фигуры, который создавался с помощью корсета. Выпрямленная спина, плоский живот и перегиб в области талии. Силуэт получался плавным и текучим.

Девушка на прогулке, Джованни Больдини, ок. 1902-05. (сс) Wikimedia Commons
Девушка на прогулке, Джованни Больдини, ок. 1902-05. (сс) Wikimedia Commons
  • "И веют древними поверьями/ Её упругие шелка".

Наша героиня в вечернем платье. И об этом говорит не только то, что действие происходит вечером. Дело в ткани! В то время шёлковые материи днём уже практически не носили. И надеть шёлковое платье в первой половине дня считалось проявлением не очень хорошего вкуса. Днём носили тонкое сукно, кашемир, муслин и т.д. Шёлк - король вечера.

И, конечно, вряд ли Незнакомка являлась в ресторан в декольтированном платье. Нечто строгое, закрытое, акцентирующее внимание на изящном силуэте.

Женевьева Лантельм, Джованни Больдини, ок. 1907. (сс) Wikimedia Commons
Женевьева Лантельм, Джованни Больдини, ок. 1907. (сс) Wikimedia Commons
  • "И шляпа с траурными перьями"
  • "И перья страуса склоненные/ В моем качаются мозгу"

Шляпы той поры - настоящие произведения искусства. Не такие огромные, какими они станут несколько лет спустя, но порой весьма внушительных размеров. И довольно высокие за счёт пышной отделки! Шляпа Незнакомки отделана страусовыми перьями, что в ту пору было очень модно. Перья могли сшивать вместе, например, по три - для пущей плотности и пышности, а ещё завивать и укреплять на проволоке, чтобы они красиво изгибались.

И у хороших мастеров шляпы даже с большим количеством отделки всё равно казались лёгкими, парящими над головой. А крепили их к пышным взбитым причёскам с помощью длинных шляпных булавок.

"Дама в шляпе с перьями", Джованни Больдини, 1900-е. (сс) Wikimedia Commons
"Дама в шляпе с перьями", Джованни Больдини, 1900-е. (сс) Wikimedia Commons
  • "Смотрю за тёмную вуаль"

В моде были длинные вуали из тюля или кружев. Шляпа могла буквально скрываться под вуалью, создавая впечатление, что на голове у дамы волнистая воздушная масса складок...

  • "И в кольцах узкая рука"

Значит, Незнакомка уже сняла перчатку, что взять в руки бокал. Но пришла она, конечно же, в перчатках - без них выйти из дома было немыслимо.

Позднее Блок писал: "Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового".

И всё-таки модный мир Серебряного века среди этих миров тоже есть!

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory