Найти в Дзене
СВОЛО

Асеев: заразить ненавистью

Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя «выступили» «Пусси райот». – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное непосредственно и непринуждённо {по Натеву}, явления условного) за свои границы {условного}, - выход в жизнь (воздействующую непосредственно, но принуждающе). Присутствовавших молящихся не спрашивали, хотят ли они слушать не молитву и созерцать нарушение ритуала и правил поведения в церкви. Премию Кандинского за такое дать, это просто политический акт, позорящий премию и имя Кандинского. (Я – см. тут – по крайней мере первую его абстрактную картину понял и имею право его уважать.) – Так вот я был вполне благополучен, пока не стал читать Смирнова. Чтение о футуризме у Смирнова («Смысл как таковой», 2001) поколебало моё мнение о скандальных выступлениях футуристов как о таком же недопустимом выходе искусства в жизнь, как о выходе их в околоискусство. (Такой категории – околоискусство – нет, но что мне? Я считаю, что есть и что я

Я был очень благополучен, когда в храме Христа-Спасителя «выступили» «Пусси райот». – Ну что? Перформанс. Выход искусства (явления, испытывающего сокровенное непосредственно и непринуждённо {по Натеву}, явления условного) за свои границы {условного}, - выход в жизнь (воздействующую непосредственно, но принуждающе). Присутствовавших молящихся не спрашивали, хотят ли они слушать не молитву и созерцать нарушение ритуала и правил поведения в церкви. Премию Кандинского за такое дать, это просто политический акт, позорящий премию и имя Кандинского. (Я – см. тут – по крайней мере первую его абстрактную картину понял и имею право его уважать.) – Так вот я был вполне благополучен, пока не стал читать Смирнова.

Чтение о футуризме у Смирнова («Смысл как таковой», 2001) поколебало моё мнение о скандальных выступлениях футуристов как о таком же недопустимом выходе искусства в жизнь, как о выходе их в околоискусство. (Такой категории – околоискусство – нет, но что мне? Я считаю, что есть и что я нахожусь в своём праве самодеятельного критика во времена, считаю, колоссального застоя искусствоведения из-за хотя бы одного: из-за практического игнорирования художественности по Выготскому.)

Смирнов рассматривает общие и частные черты футуризма, достаточно всё же условные (заумь и др., в общем почти понятное), чтоб мне как-то смягчить свои-для-меня строгие правила, что такое в искусстве хорошо, а что такое плохо.

Футуристы (в России) появились между двумя революциями, и их подсознательный идеал очень близкой революции (благой для всех в последнем итоге), вынуждал их в своих «текстах» пылать ненавистью и к предателям-мещанам, и к затихшим революционерам. Так пылать, что чуть не вон из искусства (условности) в жизнь (в скандалы) выпрыгивать.

А как с разразившейся мировой войной? – Что она приближает революцию, футуристы знать не могли – политическое образование не такого уровня. А вот, что она не революция, было очевидно. И что им естественно было возненавидеть и её, мне представляется очевидным. (Но только для российских футуристов так, итальянские её, наоборот, прославляли {что, по-моему, осмеял Бурлюк}.)

Бурлюк. Коллаж на тему Первой мировой войны. 1915.
Бурлюк. Коллаж на тему Первой мировой войны. 1915.

Смирнов же пишет как-то безыдейно о ещё одном выверте футуристов:

«…поэзия… производила экспансию во внетекстовой ряд и синтетически захватывала смежные художественные формы. «Война и мир» Маяковского, где была введена нотная запись и «театрализовано» место действия, и поэма Асеева «Война», в текст которой были вмонтированы прозаические вставки и музыкальные указания, — одно из доказательств этого процесса [процесса порыва к действенности искусства]».

Какое переживание вызывают асеевские «музыкальные указания»?

Первый случай.

«Едут полководцы. Впереди Архангел Петр Великий на дородном рыжем коне, упершись рукою в колено. Горнисты играют поход. Дороги извиваются под копытами коней как змеи. Расступающиеся горы отражают звуки музыки и ржанье городов, бегущих по сторонам войск. Медленно».

(Я буду тенденциозен.)

Хоть слова: «Горнисты играют поход», - можно понимать бодро, но слова: «отражают» и «Медленно», - как-то умеряют оптимизм.

И он совсем умирает на следующей строке:

«Трубы вздыхают».

Следующее музыкальное указание просто пессимистическое.

«Флейта одиноко взлетает вверх».

Послушайте «Звук на флейте для театра во время того, как что-то произошло нехорошее» по адресу https://zvukipro.com/muzikalnie/284-zvuki-fleyty.html, чтоб вам, читатель, ясней представить, если вы не музыкант, то, что надеялся своим читателям «сказать» Асеев.

Следующие слова про музыку нейтральны:

«Города набегают и смешиваются с войском. Общее медленное движение вперед. Музыка», -

но работает память о недавнем миноре. Собственно стихи между этими «музыками» тоже какие-то неприятные.

Чужое гремящее слово!

Чужое суровое имя!

Здесь, где кругозор не изломан,

Все крючьями рвите кривыми.

Следующее музыкальное указание:

«Жители перепутались с солдатами. Установлены патрули. Общее упорное движение продолжается. Флейты визжат предостерегающе».

То же.

Следующее:

«Мелодия повышается секвенциями. Их лестница достигает вершины гор».

То есть барабанные перепонки болят? Если б не условность – слова тут всё-таки – это было б выходом в жизнь. И вызвало б скандал.

Следующее:

«Крик флейты».

Следующее приотпустило с негативом:

«В молчании блещут штыки проходящих солдат. Архангел поднял трубу, возвещая Рождество. Города застыли строениями. Шум, снег, предпраздничная суета».

Далее про музыкальные указания забыто. Есть звуки боя. Кончается смертью главного героя, поручика-патриота, и его охаивание штатским.

Что ненависть двигала Асеевым в этих его вылазках в смежное искусство, доказано. От неё один шаг до большевистского лозунга: «ПРЕВРАТИТЬ ВОЙНУ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКУЮ В ВОЙНУ ГРАЖДАНСКУЮ».

31 августа 2020 г.