Сегодня мы расскажем про незаслуженно обделённую вниманием заброшенную позицию дивизиона зенитных ракетных комплексов противовоздушной обороны ЗРК С-75М "Волхов", располагавшихся на острове Аскольд.
Продолжая тему заброшенных объектов когда-то полностью милитаризированного острова Аскольд, мы заметили, что в интернете совершенно нет отчётов с этой позиции ЗРК ПВО.
Все посещают всё что угодно кроме неё на острове или попросту не выкладывают нормальных постов. И мы решили это дело исправить и сходить на эту позицию, найдя там некоторые довольно интересные для любителей таких заброшек вещи.
Если верить интернету, здесь находился отдельный, вынесенный на остров урезанный дивизион в.ч. 83266/Р. Немного погуглив номер части мы узнали, что основная часть находится в Золотой Долине и входит в 589-й зенитный ракетный полк 12-й Бригады воздушно-космической обороны 3-го Командования ВВС и ПВО Ордена Ленина, а сама часть берёт свою историю ещё с конца 1940-х гг.
В семействе зенитных ракетных комплексов противовоздушной обороны С-75 было несколько модификаций разных лет, известных под названиями Двина, Десна, Волхов, Волга и их номерные модернизированные модификации. Чем все они отличались друг от друга расписывать долго и это не особо важно, так что все, кому интересны такие нюансы, могут легко найти и почитать это в интернете со всеми подробностями.
Если верить интернету, то здесь дислоцировались пусковые установки одной из модификаций ЗРК С-75М "Волхов". Какая именно из четырёх модификаций также не ясно.
Когда именно была обустроена эта урезанная вдвое позиция с тремя вместо шести пусковых установок нам установить не удалось, поэтому мы предположили, что С-75М1. Будем рады если кто-то сможет уточнить этот и другие моменты.
Давайте прогуляемся по территории и посмотрим что там осталось.
В леске у позиции нам попался на глаза вот такой искорёженный автокран.
Автокран на базе МАЗ-200 использовался повсеместно для погрузки всего и вся, в т. ч. и для перегрузки ракет при неимении другого.
Вполне вероятно что этот автокран перегружал ракеты с грунтовых тележек. Но это не точно, а лишь наше предположение.
Так или иначе он тут есть.
Вернее то, что от него осталось.
Пройдём дальше на территорию.
Здесь сохранился вот такой быстровозводимый универсальный ангар типа "Панцирь" с огромными трёхсекционными гермоворотами, в нижней секции которых предусмотрена гермодверь для прохода людей.
Такие универсальные сооружения использовались повсеместно под совершенно разные задачи от гаражей и хранилищ, до обустроенных командных пунктов и узлов связи. Обычно они дополнительно обвалованы землёй, но здесь обваловки не было.
В настоящее время активно используется более современная модернизированная версия с дополнительными рёбрами жёсткости.
Перед въездом в ангар над перегрузочной площадкой всё ещё стоят останки конструкции с двутавром, по которому перемещалась таль.
Исходя из этого признака скорее всего в этом ангаре и хранилось одна или две ракеты на грунтовых тележках для перезарядки пусковой установки. Хотя собственно больше тут их хранить и негде было кроме как в нём.
Заглянем внутрь.
Внутри было предусмотрено отопление. Батареи до сих пор на месте.
Рядом в кустах лежат останки какой-то металлоконструкции, которую не получилось распознать. Может кусок локатора, может кусок какой-то тележки.
По соседству с этим ангаром валяются останки второго аналогичного разобранного ангара.
На земле остались лежать трубы от отопления.
Останки ещё одного автомобиля. Вроде бы это был ЗиЛ-157.
Как раз такие использовались в качестве транспортно-заряжающих машин и перевозили грунтовые тележки с ракетами из хранилищ к пусковым установкам.
Один из трёх капониров, в которых размещалась пусковая установка с ракетой. Ещё в трёх капонирах поменьше рядом размещались ТЗМ и ещё в двух самых маленьких сами транспортировочные грунтовые тележки для ракет.
Было несколько модификаций этой установки разных лет. Какие именно стояли здесь выяснить не удалось. Может СМ-63, может СМ-90... Опять же надеемся что найдётся человек, который прояснит этот момент.
Идём дальше.
Как вы уже поняли, это не просто руины из дикого камня. Здесь размещались средства станции наведения ракет и пункт управления. Слева на полукруглой площадке располагалась кабина антенного поста ПА.
Приемо-передающая кабина ПА представляла собой контейнер с передающей аппаратурой, высокочастотной частью приемной аппаратуры и станцией передачи команд, а на крыше контейнера размещалась антенная система.
В гаражах вокруг стояли кунги и контейнеры с остальным оборудованием. Индикаторная кабина, кабина стабилизаторов тока и управления дизель-электростанцией, кабина управления стартом, АСД-75...
А также кабина управления, где размещался командный пункт дивизиона.
Для примера фотография с интернета рабочих мест в кабине ОРС из модификации С-75М4.
А в самом большом гараже видимо стояли средства транспортировки кабины ПА с РЛС.
Рядом мы заметили ещё какой-то вагончик, торчащий из за дерева.
Что это было сказать затрудняемся.
Ещё на позиции был радиодальномер РД-75 "Амазонка", но его с позиции увезли и теперь его останки гниют на подходе к артиллерийской береговой башенной батарее №26, про которую мы уже писали отдельный подробный пост.
Склад топлива на отшибе у позиции.
И какая-то клёпаная ёмкость, явно оставшаяся ещё с более ранних, а то и дореволюционных времён.
И что-то похожее на останки антенной мачты в очередных кустах. Возможно от кунга, что был выше на фото.
А на этом мы заканчиваем эту двухнедельную эпопею постов про заброшенный остров Аскольд. Надеемся, что у нас получилось сделать самый подробный обзор этого острова в интернете, ну или как минимум один из самых подробных.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.