Найти в Дзене
Молнит - про игры

Turbo Esprit — игра, вдохновившая на создание GTA и ставшая первой в этом жанре

Оглавление

Авто-беспредел в открытом мире прямиком из 1986 года

Grand Theft Auto от студии Rockstar Games стала такой уже нарицательной игрой, что её звание "первой в жанре" никем неоспоримо. Вождение по городам в этом преступном проекте с камерой сверху вниз было захватывающим и свободным. Вас никто не принуждал бегать по грязным коридорам от первого лица, и вы могли с радостью игнорировать сюжетные миссии, наслаждаясь исследованием/хаосом в городской среде. GTA многими считалась свежим и оригинальным проектом в игровой прессе того времени, но те, кто играл на компьютерах ZX Spectrum, думали, что всё это немного кажется им знакомо, благодаря игре Turbo Esprit.

Но великолепие Turbo Esprit заключается не только в её инновационном геймплее, но и в том, как она показывает реальный городской пейзаж 80-х годов для игрока. Светофоры работают с раздражающей частотой, а пешеходы прогуливаются, не обращая внимания на мчащиеся автомобили, которые несутся по узким улицам и застывшим угловатым зданиям. Игрок, взяв на себя управление одноименным спортивным автомобилем компании Lotus, может либо сразиться с подлыми торговцами веществ, либо носиться по городу, соблюдая/нарушая ПДД. Звучит знакомо?

Подобная свобода выбора в 1986 году была редкостью. Роберт Уайт, владелец и основатель издательства Turbo Esprit, Durell Software, комментирует:

Я хотел игру, в которой вы могли бы ездить по городу в реальном времени и представлять себя в роли Джеймса Бонда, борющийся с плохими парнями на авто. Поэтому я взял концепцию параллелепипеда с целью сделать небоскребы таким образом, чтобы целый городской квартал можно было быстро нарисовать из удивительно компактной базы данных.

Имея опыт работы в качестве специалиста по САПР, Уайт продвигал концепцию городского ландшафта с игроком, свободно перемещающимся в его пределах.

-2

В Turbo Esprit игрок берет на себя роль специального агента, сидящего в спортивном автомобиле в стиле Джеймса Бонда. Международная банда торговцев веществами вот-вот сбросит огромную партию, и вы должны остановить их. Машины, гружённые веществами, крутятся вокруг, нацеливаясь на бронированный фургон, который используется для перевозки из города. После загрузки игры есть выбор из четырех разных городов на выбор: Веллингтон, Геймсборо, Минстер и Ромфорд. Создатель игры Майк Ричардсон комментирует:

Первый город я назвал Веллингтон, потому что именно там я живу в Сомерсете. Геймсборо (Gamesborough) выбрал, потому что в нём было слово "игра" (game), а Ромфорд, потому что у него есть аббревиатура ROM. Но Минстер? Понятия не имею!

Однако, из-за ограниченности компактного хранения карт, спроектировать что-либо на основе реальных городов было невозможно. Поэтому любой, кто надеется найти свою улицу в пригородном Ромфорде, будет разочарован.

Версия для Commodore 64
Версия для Commodore 64

Беспрецедентный уровень детализации в Turbo Esprit, безусловно, очень впечатляет. Индикаторы, пешеходы, мойщики окон и дорожное движение все они работают вокруг и независимо от игрока, точно так же, как в знаменитой серии от Rockstar. После десяти месяцев работы, Turbo Esprit близилась к завершению, и Ричардсон успешно справился с техническими проблемами, самой большой из которых был искусственный интеллект автомобилей.

Этому поспособствовала внутренняя модель, состоящая из 2D-карты перекрестка впереди. Когда игрок проезжает через перекресток, то создается новая модель следующего перекрестка с существующей дорогой, а затем копируется ещё и сзади. ИИ-машины, вместо того чтобы бродить по всему городу, существовали только внутри этой модели.

Другие концепции, такие как зеркало заднего вида и вид от первого лица, были отброшены, поскольку Ричардсон возился с тем, что работало, и что могло быть удовлетворительно достигнуто в пределах возможностей техники тех лет.

Тот самый Spectrum от Sinclair
Тот самый Spectrum от Sinclair

К 1986 году Turbo Esprit была готова, по крайней мере, на версии ZX Spectrum. Критики высоко оценили технические достижения данного проекта, которые были сплетены с необычным игровым процессом. К сожалению, на компьютере Commodore 64 всё резко развалилось, и игра была признана недостойной для выпуска на этой платформе. Однако, даже при успехе оригинальной версии, речь о продолжении никогда не шла.

Мне это и в голову не приходило. Игра же скучновата, не так ли?

Ричардсон, стремящийся разработать новые концепции для каждой своей новой игры, не помнит, чтобы идея Turbo Esprit 2 даже обсуждалась. Он всегда был против сиквелов, считая, что необходимо постоянно придумывать новые идеи. Учитывая, что в своей следующей игре он придумал роль гигантского неистового дракона, опустошающего фантастический средневековый мир, то он, безусловно, остался верен своему слову.

Тот самый одноимённый автомобиль Lotus Turbo Esprit, внешний вид которого был классикой тех времён (вспоминаем Lamborgini или DeLorean)
Тот самый одноимённый автомобиль Lotus Turbo Esprit, внешний вид которого был классикой тех времён (вспоминаем Lamborgini или DeLorean)

Оглядываясь назад, сегодня легко проследить линию, которая пронизывает Turbo Esprit и продолжается через Grand Theft Auto и за её пределами. Сейчас уже трудно сказать, существовала ли бы GTA без Turbo Esprit, ведь дизайнеры первой утверждали о том, что они не знали об игре, тем не менее эта линия явно существует.

Для единственного программиста Turbo Esprit, талантливого Майка Ричардсона, данная игра останется его фаворитом из очень впечатляющего списка игр:

Это была самая технологичная игра, и она действительно стала технической вершиной всех вещей, которые я не делал раньше, вроде маскировки спрайтов, компактного хранения масок спрайтов, заполнение областей и внутренней модели карты в памяти. Я очень горжусь всеми играми, которые я написал для Spectrum, и очень скучаю по тем временам.

А вы знали о существовании такой игры?

-6

ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ, ДРУГ!

СТАВЬ ЛАЙК ЭТОЙ СТАТЬЕ И ПОДПИСЫВАЙСЯ НА КАНАЛ!

____________________________________________

Изображения: Яндекс.Картинки