Северная война (1700-21) была периодом, которым до недавнего времени пренебрегали варгеймеры. Основная часть варгеймеров будет говорить о «периодах», приходя в восторг от «Античного», «Наполеновского» периода, или (реже) периода «Мальборо». Под последним варгеймеры обычно подразумевают войну за испанское наследство между Францией (и союзниками) и морскими силами (и союзниками). Энтузиаст «Капрала Джона» (Corporal John) слышал о Петре Великом, вероятно читал, что Карл XII был генералом с «+3» при всех бросках кубика, и имеет смутное представление о том, что Полтава была важным сражением. Северная война представляет собой большой неизведанный «период» - потенциально эпопею варгейма масштаба Войны и Мира (War and Peace).
В последние несколько лет варгеймеры показали, что времена меняются. По моим сведениям, по крайней мере шесть изготовителей производят фигурки для войны, правила теперь принимают во внимание конфликт, и статьи на данную тему теперь появляются в прессе варгеймов. Из этого следует несколько предположений, которые позволяют использоваться этим новым средствам варгейма, вдыхая жизнь в «период».
Скирмиш-игры
Доступны несколько наборов правил. В частности, Once upon a time in the West Country (от Partisan Press) хорошо представляет период, хотя сами правила разработаны для английской гражданской войны. Они позволяют использовать пикинеров и, 92 будучи простыми, могут быть легко адаптированы к периоду. Другие наборы доступны, но в них нет ничего достаточного для контроля отдельных фигур с пятьюдесятью фигурами у каждой из сторон. Ниже предлагаются несколько сценариев.
Русские казаки, тревожащие шведский отряд фуражиров. Держа противника в седле непрерывными угрозами, казаки были в состоянии уменьшить военный потенциал шведской армии. Доклад в Полтаве Питера Энглунда (Peter Englund's Poltava) упоминает казачий рейд во время церковной службы накануне Полтавы. Он также отмечает, что когда шведами были устроены засады, низкое качество пороха не позволило шведам причинить серьезные жертвы своим противникам. И усталость шведов, и плохое качество их пороха могут быть учтены в сценарии.
Карл XII был ранен во время осмотра своих застав вдоль реки Ворскла. Другим сценарием может быть «убийство VIP-персоны», в котором казачьи стрелки на противоположном берегу пытаются ранить короля или одного из сопровождающих его генералов. Помните, что дальность стрельбы казачьих мушкетов была намного больше дальности стрельбы шведских мушкетов.
Случай ошибочной идентификации. И Рейншильд, и Пипер были пленены под Полтавой, когда они ехали назад к полю боя, чтобы попытаться сделать что-либо от поражения. У Вас мог быть один из них в сопровождении небольшого эскорта или штаба размером с подразделение, показывая, что они русские драгуны и пытающиеся уйти. Это немного походило бы на «Английский экспресс», пытающийся избежать преследования апачей, как показывается в бесчисленных вестернах!
Когда отступающая шведская армия достигла Днепра в Переволочне, они ничего не нашли, с чем можно было бы пересечь реку. Поскольку дисциплина упала, все, что могло плавать, стало на вес золота. Могла бы быть поставлена сцена борьбы между группами шведов за плот, который сделала одна группа. Это втянуло бы в схватку с кулаками, лопатами и мушкетами в качестве дубин - драку шайки восемнадцатого века.
Варгейм "Полтавская кампания"
После Полтавы (как и в других сражениях) маленькие группы проигравшей стороны пробирались к тылу, надеясь присоединиться к большим частям и, в конечном счете, соединиться с остатками их армии. Группа шведов могла попытаться выбрать свой путь через стол, в то время как различные группы противника могли появляться от одного или более краев стола в попытке остановить их. Подумайте об отступлении из Москвы, и у вас будет идея.
Игры на уровне батальонов
Недавнее развитие варгеймов ввело игры на уровне батальонов, где расстановка представляет отряд или его часть, используя масштаб одной фигуры, равной десяти людям. Я знаю только одну доступную, снова от Partisan Press. Командир отряда (File Leader) для английской гражданской войны или можно адаптировать Рейнджера (Ranger) для французских и индийских войн. На мой взгляд, это - чрезвычайно приемлемый уровень, на котором можно разыграть игру. Армия из горстки батальонов и небольшое количество офицерского состава на отдельных подставках предлагают гибкость, с которой можно разыграть некоторое количество небольших эпизодов кампании. Правила, сопровождающие «офицерские случаи», конечно оживляют игру; например, возьмите эту выдержку из Командира отряда (File Leader):
Случай: Офицер поворачивается к своим людям, смотрит всем в глаза и говорит: «Доверьтесь мне».
Эффект: Все части отступают один ход!
Небольшие сражения кампании, которые подходят для этого уровня игры, включают:
Гродно, 1708 год. В течение ночи 29 января русский отряд размером с бригаду из 3000 драгунов в трех полках, которыми командует бригадир Мюленфельс, напала на шведские заставы около Гродно. Часовые услышали подход русских и подняли тревогу. Во время беспорядочной перестрелки в пригороде города шведский авангард-гарнизон из 600 человек отбил нападение. Эти шведские войска состояли из драбантов и подразделений конной лейб-гвардии. Сражаясь в полной темноте, войска опознавали друг друга только по языку, на котором они говорили. В этом столкновении уровень шведов Ветеран или Элита, а русских как сочетание Неопытных и Тренированных. В качестве дополнительных единиц можно позволить русским орудие поддержки со значениями при броске 5 или 6; шведы получают артиллерийскую поддержку со значениями при броске 4, 5 или 6.
Русские упустили реальный шанс пленения Карла XII, который спал в кровати в Гродно, когда была поднята тревога. Бригадир Мюленфельс после рейда был взят под арест по приказу царя, но сбежал и предложил свои услуги шведам, где он передал детали русских военных позиций. То, что могло быть ловким политическим ходом, оказалось ужасно неправильным, когда шведы потеряли Полтаву - несчастный бригадир был захвачен, когда шведы сдались в Переволочне, и был в итоге казнен.
Веприк, 1709 год.
7 января части шведской армии попытались захватить русскую заставу в Веприке, форт на вершине холма, защищенный земляными валами, которые обороняющиеся превратили в ледяные стены, залив их водой. Гарнизон состоял из русского полка из двух батальонов, при поддержке примерно 400 казаков (чье небольшое количество охотничьих ружей доказало свою бесценность во время схватки).
Шведские атакующие силы состояли из шести пехотных полков и двух спешенных драгунских полков, всего 3000 человек, под непосредственным командованием короля, в сопровождении фельдмаршала Рейншильда. Задачей для шведской артиллерии было разрушить стены до атаки тремя колоннами, по одной на каждый угол треугольного форта. Атака потерпела неудачу, частично вследствие плохой артподготовки (сырой порох), частично нехваткой координации, но также и из-за убийственного огня оборонявшихся, стрелки казаков выбрали целью офицеров и людей, несущих штурмовые лестницы. После двух часов и нескольких так шведы потеряли 400 убитыми и 600 ранеными, включая фельдмаршала. Истратив боеприпасы, гарнизон сдался на следующий день.
Это можно представить себе в новом свете, особенно с тремя шведскими игроками, соперничающими, чтобы первыми захватить форт. Во время действия никому не дается преимущества, и отстрел офицерского состава показал, что военные тонкости и условности полностью исчезли. Это должно быть отражено в сценарии, как и погода (снега с дождем и низкие).
Третий редут, Полтава, 1709 год.
Этот сценарий чем-то похож на предыдущий, где третий редут в проектировавшемся ответвлении русских редутов под Полтавой подвергся нападению двух шведских полков, с прибывшими позднее подкреплениями в виде четырех полков, которыми командовал генерал-майор Роос. Гарнизон (один батальон русской пехоты, при поддержке четырех полковых пушек), выдержал все шведские атаки в течение раннего утра, мертвого скопились на рогатках вокруг треугольного редута или в окружавшем его рву.
Шведы могли быть уровня Тренированные или Ветераны; русские сражались как Ветераны и должны быть классифицированы также. (Это, возможно, имело некоторое отношение к тому факту, что шведы не брали пленных во время их атаки на первые два редута, что является стимулом для любого защитника). В конце Роос отвел свои батальоны от редута, и в то время как оставшиеся 1600 человек перестраивались, они подверглись атаке русских драгун и соединениями войск пехоты. Эта борьба Рооса и его отряда сама по себе была бы превосходным сценарием.
Как видите, этот уровень варгейма позволяет игрокам глубже проникнуть в игру, делая акцент на системе управления в схватках батальонов, но позволяет большое влияние нечестного и садистского судьи. Другие игры могут включать схватку Роса в Яковецком лесу под Полтавой, штурм казацкого оплота в Батурине драгунами Меньшикова, атака кавалерии на русское каре на шведском правом фланге под Полтавой, и даже попытки специальных шведских кавалерийских подразделений прорваться через русских, чтобы спасти изолированную пехоту во время заключительных стадий сражения.
Полномасштабные сражения
Эти игры являются более простыми, и любое из главных сражений под Головчином, у Лесной и под Полтавой могли бы стать приятный игровым сценарием. Доступными правилами являются Warfare in the Age of Reason (Emperor's Press), The Age of Marlborough (Gladiator Games), Wargame Rules for the 1688-1721 Period (Jessica Productions/Stuart Asquith), Koenig Krieg, или скорее их дополнение к эпохе Мальборо La Guerre du Roi (Barry Grey, продается Frei Korps), WRG Napoleonic Rules (начиная с 1700 года), 18th Century Rules (Tabletop Games) и, возможно, несколько других наборов. Все они имеют преимущества и недостатки, но ни один из них не был создан специально для Северной войны.
Некоторое число «а что если» может быть включено в обычный сценарий варгейма, например следующие.
Что, если Карл XII мог быть в состоянии лично взять командование своей армией под Полтавой? Комментарии Наполеона относительно преимущества морального состояния над физическим, означают, что психологическое преимущество его армии могло позволить шведам победить в тот день.
Что, если Левенгаупт и выжившие шведские войска, прижатые к Днепру в Переволочне, выбрали бы сражение? Пусть загнанные в угол и дезорганизованные, они превосходили численностью своих русских преследователей, и шведская армия была все еще грозным соперником. Плохая дисциплина означала, что сдача была неизбежна. Что, если бы Карл XII остался со своими войсками и сплотил их?
Что случилось бы при Головчине, если русские были бы в состоянии переместить дивизию Шереметева на север и дивизию Гольца на юг перед тем, как шведы пересекли реку и болото? Могли ли русские Репнина, сдержать их или перемололи шведские подразделения по частям, будь у них соответствующая поддержка? Начиная атаку Карл рассчитывал на известную ему пассивность русских, надеясь, что они будут просто стоять и позволят ему окружить их. Что, если Репнин был бы более агрессивным командиром? Что, если бы Меньшиков был под рукой и взял непосредственное командование русскими силами?
Что, если бы Роосу удалось воссоединиться с основной армией перед ее заключительной атакой, увеличивая количество пехоты, доступной Левенгаупту на 50%? Что, если бы Рейншильду удалось бы придать шведской кавалерии некое подобие порядка прежде, чем пехота пошла в атаку? С их поддержкой результат сражения, возможно, был бы другим.
Одно из наслаждений варгейма - то, что Вы можете изменить историю, чтобы попытаться глубже понять военные сражения.
Сценарии кампаний
Несколько подходящих систем кампаний доступны любому желающему связать свои сражения вместе и подчинить их одной цели. В правилах Koenig Krieg озвучена система для кампаний Семилетней войны, структурированная для использования совместно с их правилами для миниатюр. Хотя вам нужно составить новую карту для нового театра военных действий, сама система может быть использована. Она придает должное значение проблемам снабжения, стоящим перед командующим, что может быть приспособлено для отражения ситуации в начале восемнадцатого столетия в общем и Восточной Европе в частности. Warfare in the Age of Reason включает систему для кампаний Семилетней войны, которая использует передвижение по местности. Я использовал ее (с небольшими географическими изменениями), для ведения кампании Северной войны.
Какой бы система ни использовалась, вы должны принять во внимание несколько факторов, специфических для кампании.
Шведы сражались в сотнях миль от дружественной территории, их баз снабжения и любых доступных подкреплений. Следовательно, потери не могли быть восполнены. В этом у русских было главное преимущество.
Линии снабжения для армии, живущей за счет местности, на которой она находится, неуместны. Если земля опустошена (Меньшиков и его тактика «выжженной земли»), вы столкнетесь с реальными проблемами. Ваша армия должна двигаться туда, где доступны запасы пищи.
Зима 1708/9 была особенно сурова. Любые войска, не находящиеся на зимних квартирах, должны быть чрезвычайно тяжело истощены. Если это связано с техническими правилами, где каждая деревня может только дать кров для многих людей, то вы восстановите историческую ситуацию, когда шведы предприняли ряд атак на занятые противником деревни, таких как Веприк, чтобы обеспечить армию соответствующим укрытием и обезопасить от рейдов противника.
Дипломатические аспекты кампании особенно важны в течение зимы и последующей весны. Что Карл мог предложить казакам или туркам, чтобы привлечь их на свою сторону? Поддержка казаков должна быть учтена, и упреждающие русские рейды, такие как проводившиеся Меньшиковым принесли дивиденды.
Новая форма проведения стратегических кампаний стала доступна: игра по переписке. Agema Publications начала кампанию игр по переписке, названную La Gloire du Roi, «начинающуюся во времена Мальборо, короля Людовика XIV, царя Петра Великого, Карла XII». Игрок принимает сторону одного из «просвещенных монархов» или одного из их принципиальных соперников и играет, используя отправляемые почтой карты, сообщения и письма. У подобных организаций, таких как Flagship (Флагман) есть проекты для тех, кто хочет глубже окунуться в стратегические аспекты проведения кампаний начала восемнадцатого столетия.
Какой бы метод ни использовался, очарование периода должно сиять только через скелет структуры кампании. Одно заключительное слово о кампаниях. Многие начаты; немногие закончены. Если система сохранена простой, играемой и все еще отражает природу периода, то вы, возможно, будете тем, кто поддержит на высоком уровне импульс, когда начальный энтузиазм некоторых участников уменьшится.
Настольные игры
Только две настольные игры о теме Северной войны существуют в настоящее время, и обе были созданы Питером Энглундом, автором шведского бестселлера Полтава, теперь доступном на английском языке.
Первой была Holowczyn (Battle of the Moscow Road) - Головчин (Сражение на Московской дороге), созданная в 1980 году Swedish Game Production. Размеры карты 39 см на 28 см, с местностью, представленной шестиугольниками, представляющими каждый 160 метров в масштабе, и каждой фишкой, представляющей полк кавалерии или батальон. Система игры штрафует русского игрока в нескольких первых ходах, представляя инерцию Репнина. Это означает, что шведский игрок должен полезть из кожи вон на русских, чтобы получить полное преимущество от русской пассивности, пока у него есть шанс. Если шведский игрок будет хоть немного осторожен, то он окажется перед агрессивным и численно превосходящим врагом, а результат будет любым, кроме исторического.
Вторая игра - Peter the Great (The defeat of Sweden at Poltava, 1709) - Петр Великий (поражение Швеции под Полтавой, 1709). Созданная как игра выпуска в журнале Wargamer (Номер 27) в 1983 году, игра - прекрасно играемое воспроизведение сражения. Она использует схожий с предыдущей игрой Энглунда игровой масштаб и размер подразделений, но в целом является большим и более элегантным продуктом. Размеры карта 65 см на 55 см, а правила были дополнены, чтобы учесть штурм редутов, использование гранат и стремление русской пехоты оставаться в пределах их укрепленного лагеря в течение первой половины сражения. Снова осуществляется давление на шведского игрока, чтобы пройти линию редутов и штурмовать укрепленный лагерь прежде, чем превосходящая по численности, но медленно движущаяся, русская армия сможет его сокрушить.
Ходят слухи, что Питер Энглунд работает над новым проектом, сценарием кампании под названием The Road to Moscow - Дорога к Москве. Наиболее вероятно она станет стратегическим исследованием целой кампании. Случайные упоминания о его разработке появились в журнале Strategy and Tactics, главном журнале о настольных играх, но дата выхода не была подтверждена.
Какой бы способ варгейма Вы ни выбрали для Полтавской кампании, он покажется стоящим, но временами бесполезным опытом. Восемнадцатое столетие как «период» варгейма становится все более популярным. Это справедливо, что историческим событиям Северной войны также уделяют должное внимание. У кампании есть все, что может желать варгеймер - красочные униформы, яркие командующие, интересное разнообразие оружия и типов войск и необычный ландшафта поля боя.
Источник: https://armflot.ru/traditsii/446-poltavskoe-srazhenie-i-sovremennyj-vargejm