Найти тему
Великий Шизик

Игрища для школьников по физике (статья для несерьёзного учителя)

Оглавление

В школе иногда хочется провести "несерьезный" урок, придумать что-нибудь эдакое. В этой статье я хочу поделиться с вами несколькими играми, которые я придумала сама, и испытала на своих школьниках.

Игра "Механизмы теплопередачи"

В начале восьмого класса проходят тему "механизмы теплопередачи" - теплопроводность, конвекция, излучение. Чтобы проиллюстрировать эти механизмы, я говорю школьникам - представьте, что ваш класс - вещество, вы - молекулы. На первую парту высыпаю фишки (их должно быть чуть больше, чем школьников в классе, я беру пластиковые крышечки, можно просто из картонок кружочки повырезать) Фишки - это кусочки тепла (для продвинутых можно сказать - кванты). Значит, на первой парте у нас горячо, а на последних партах - холодно. Как же сделать так, чтобы было тепло во всем классе?

Игра "Механизмы теплопередачи"
Игра "Механизмы теплопередачи"

  1. Первый вариант - теплопроводность. Школьники с первой парты берут фишки и передают их соседям, те - другим соседям, и так далее. В конечном итоге у каждого будет поровну фишек. Не жадничаем, мы же молекулы!
  2. Можно и по-другому поступить. Школьники с первой парты берут по фишке и бегут подальше на другие места, с других мест бегут на первую парту, и тоже берут себе. Ну и кутерьма начнется в классе! Но будем взаимно вежливы, мы же молекулы! Это - конвекция.
  3. И наконец, можно просто кидать фишки своим дальним соседям, бесконтактным способом. Будьте точны, вы же молекулы! Это излучение.

После того, как школьники почувствовали на собственной шкуре все три механизма, можно устроить обсуждение: какой механизм когда реализуется? Если в классе тесно, удобно ли реализовывать конвекцию? А удобно ли будет реализовать теплопроводность, если мало людей, и большие промежутки между партами? Сразу понятно, что "работает" в твердом теле, что в жидкости, а что в газе.

Игра "Гравитационное линзирование"

Разбавить скучную школьную тему "Прямолинейное распространение света" поможет небольшой выход за рамки школьной программы. Альберт Эйнштейн в своей "Общей теории относительности" доказал, что гравитационное поле вызывает отклонение света от прямолинейного распространения. Можно предложить школьникам такую игру. Ее лучше проводить в коридоре или другом свободном пространстве.

Схема игры "Гравитационное линзирование": Без препятствий между "звездой" и "глазом" идет прямой "луч", а "черная дыра" искривляет его.
Схема игры "Гравитационное линзирование": Без препятствий между "звездой" и "глазом" идет прямой "луч", а "черная дыра" искривляет его.

  • Все школьники делятся на три команды "Звезда", "Глаз" и "Черная дыра".
  • "Звездам" выдается по длинной нити (лучше толстой, я брала красные шерстяные нити, длина метра три-четыре). Они складывают ее пополам, отдают кончики "глазам" и отходят так, чтобы нить между звездой и глазом вытянулась в прямую (см. рисунок). Нить - это луч света, и он идет от звезды к глазу в свободном пространстве прямо.
  • Но тут на пути луча встает Черная дыра. Школьники из команды "Черных дыр" влезают между двумя половинками нити, искривляя таким образом направление луча света.
  • Если есть время, можно поменяться ролями, чтобы каждый мог почувствовать себя и Звездой, и Глазом, и Черной дырой.

Игра "Последовательное и параллельное соединение проводников"

После скучных формул про последовательное и параллельное соединение сопротивлений можно предложить школьникам небольшую игру.

  • Представьте, скажу я им, что вы - резисторы, ваши руки - контакты. Пусть правая рука - ваш "плюс", а левая - ваш "минус".
  • Попробуйте соединиться с соседом по парте последовательно.
  • А затем - параллельно. Получается?
  • Если есть возможность выйти в коридор, можно предложить им организовать "последовательную" и "параллельную" цепочку из всего класса. Тут заодно и психологические моменты проявляются - кто-то не хочет в цепочку, кого-то отталкивают. Можно наблюдать и анализировать.
  • Продвинутый вариант - школьники могут измерить свое сопротивление с помощью мультиметра, и затем посчитать свое с соседом общее сопротивление при последовательном и параллельном соединении.
-3

Игра "Сообщающиеся сосуды"

Эта игра для тех, кто проходит формулу "ро-же-аш" и закон сообщающихся сосудов. Эту игру можно проводить всему классу, или выбрать несколько человек для демонстрации.

  • Школьники делятся по парам (можно оставить их за партами).
  • Каждому человеку из пары выдается название жидкости или ее плотность (например, Петя - вода, Вася - масло). Можно, чтобы они тянули бумажки с названиями.
  • Теперь пара становится сообщающимся сосудом, в котором налиты эти жидкости. Их задача - выстроить уровень своих голов (или, например, рук) в соответствие с законом сообщающихся сосудов (Вася должен подняться на 25 процентов выше Пети).
  • Задача учителя - смотреть, чтобы все правильно было, жидкость с меньшей плотностью повыше, с большей плотностью пониже, и постараться не умереть от смеха. Особенно ртуть с водой сложно - тут воде требуется на стул повыше залезть и не грохнуться с него.
  • Если игра идет в режиме демонстрации, можно измерить высоты "жидкостей" рулеткой. Ко всему классу, конечно, с рулеткой не подойдешь, там просто визуально смотреть можно, но главное - школьники почувствуют сами, как сообщаются сообщающиеся сосуды.

Заключение

Нетрудно заметить, все эти игры включают в действие само физическое тело школьника. Дети чувствуют физические закономерности на своем личном примере. Такие игры позволяют немного задействовать кинестетические механизмы и телесную память, чего обычно очень мало в школе. Но, конечно, я понимаю, что это технически сложно провести на уроке, и могут быть разные психологические моменты, связанные со школьниками и руководством школы (той, в коридорах и классах которой мы шумим). В рамках кружка или детского лагеря, наверное, будет немного полегче. Надеюсь, что мой опыт кому-нибудь будет полезен.

Спасибо за внимание!