Найти тему
Синапс

Беларусь и Казахстан против правил

Россия усиливает протекционизм на рынке госзакупок, вводя запрет на иностранные промтовары. Партнеры по евразийскому союзу не согласны с новыми правилами.

С мая 2020 в России вступили в силу постановления №616 и №617, ограничивающие доступ импортной продукции к закупкам. Поставщиков из стран ЕАЭС запреты не касаются. Однако теперь к ним применяются те же правила, что и к российским: они обязаны подтвердить, что производство находится в союзной стране, причем с достаточным уровнем локализации. Требования закреплены в ПП №719. Они и вызвали затруднения у компаний из Беларуси и особенно Казахстана.

На отечественных заказчиков приходится 83% союзного тендерного рынка, это 126 миллиардов долларов ежегодно. Больше всего товаров в Россию поставляют именно Беларусь и Казахстан: на 102 и 26 миллионов долларов соответственно.

Формально Россия не нарушает требования ЕАЭС: страны-участницы обязаны обеспечить поставщикам из союзных государств условия участия в госзакупках не хуже, чем собственным предприятиям. Отечественный бизнес выполняет новые правила, должны подчиняться им и компании из ЕАЭС.

Фактически же казахский бизнес не в состоянии выполнить требования. Большинство местных производств, заинтересованных в российском госзаказе, занимаются исключительно сборкой импортных изделий и не проходят по уровню локализации.

У белорусских производителей перспектив больше. Уже 15 компаний подали заявки в Минпромторг на включение в реестр евразийской продукции. Однако правила ведения этого реестра все еще обсуждаются на уровне Евразийской экономической комиссии и должны быть приняты до конца года. Белорусская сторона, например, предлагает определять локализацию по объему добавленной стоимости, произведенной на территории союзной страны – не менее 15%.

Пока же соседи продолжают терять деньги. Так, наибольшим спросом у российских заказчиков пользовались тракторы минского завода и могилевские лифты – сейчас их закупать перестали.

Представители отечественного бизнеса считают, что требования российского законодательства справедливы. Они защищают настоящих производителей от импортеров, совершающих простые сборочные операции, и стимулируют углубление локализации в странах ЕАЭС.