С середины лета в России начала действовать программа поддержки перевода машин на газомоторное топливо. Скидки в рамках этой акции впечатляют - тем, кто решит воспользоваться предложением, придётся заплатить всего 10% от стоимости ГБО и его установки. Но только вот воспользоваться этим предложением автовладельцы не спешат.
Правда, времени прошло не так много, чтобы делать выводы. Да и сказывается текущая ситуация с пандемией, которая требует поменьше вылезать из дома, и одновременно предосеннем сезоном, который подстёгивает отгулять отпуск, а делами заняться потом. Но всё же тенденция пока не радует.
Как выяснилось в ходе онлайн-опроса, более половины опрошенных не готовы переоборудовать свои машины - даже несмотря на то, что расходы на это теперь нужны минимальные. Главной причиной неделания стали сомнения в безопасности ГБО.
Второй по популярности причиной отказа от ГБО называется потеря ёмкости багажника. Дело в том, что баллоны для сжатого метана (а программа поддержки рассчитана только на этот газ) занимают гораздо больше места, чем «сардельки» и «таблетки» для сжиженного пропан-бутана. Происходит это потому, что объёмный расход метана существенно выше.
А кто же и в каких случаях готов пересесть на газ? Половина тех, кто заявил о готовности поставить ГБО, имеют общую черту - это владельцы бюджетных моделей и автомобилей старше 10 лет. Неслучайно основной причиной согласия на установку ГБО, согласно опросу, стал невысокий доход автовладельца. Что интересно, большая часть именно этих автовладельцев - молодые водители в возрасте до 24 лет.
Это тоже можно назвать показательным - молодёжь в курсе текущих тенденций и возможностей, и ещё не мыслит категориями вроде "всю жизнь так делали и будем делать дальше". Установка ГБО в личные автомобили в нашей стране была разрешена ещё в конце 80-х годов, но для многих газовое топливо по-прежнему остаётся чем-то непонятным. Особенно для тех, кто имеет большой стаж и не имеет уже никакого желания что-то менять - как говорится, от греха подальше.
Но ведь если разобраться, то все причины отказа от установки ГБО не столь критичны. Да, ездить на газе небезопасно - но только если устанавливать оборудование не в специализированных мастерских, если не соблюдать правила эксплуатации и, что особенно важно, есть пытаться самостоятельно это оборудование регулировать.
Если же машина переведена на газ обученными специалистами в сертифицированной мастерской, а автомобилист строго следует всем пунктам инструкции по эксплуатации, то никаких проблем с безопасностью не возникает. Есть несколько понятных нюансов. Скажем, баллоны нельзя заполнять полностью — это компенсирует расширение газа при нагреве.
Чтобы избежать этого, современные системы оборудованы клапанами, препятствующими наполнению баллонов больше чем на 85%. На более старых моделях ГБО таких клапанов нет, но подсчитать, сколько нужно закачивать в баллон, не так уж и сложно.
Стоит помнить также, что ресурс ГБО составляет 10 лет, после этого его обязательно нужно менять на новое — иначе оно действительно может превратиться в бомбу. Но за 10 лет много чего придётся сделать и при использовании традиционного бензина или дизельного топлива - так что вряд ли затраты на обновление оборудование раз в 10 лет как-то тут стоит считать реальным минусом.
При этом характеристики сгорания пропан-бутана или метана отличаются от таковых у бензина, причём так, что исправный и вовремя обслуживаемый мотор на газе может пробежать до капремонта существенно больше — примерно на 20−25%. Происходит это потому, что газ имеет меньшую скорость сгорания, из-за чего подвижные детали мотора подвергаются меньшей. чем при работе на бензине, нагрузке.
Правда, при этом немного теряется мощность двигателя: на пропан-бутане поменьше, на метане - побольше. Но, как показывает практика, это почти не ухудшает динамические характеристики автомобиля.
В общем, «Не так страшен чёрт, как его малюют» — правильные установка, эксплуатация и обслуживание газобаллонного оборудования принесут автомобилю и кошельку его владельца только пользу. А вот кому из автомобилистов действительно нужна установка ГБО?
Во-первых, она жизненно необходима таксистам и владельцам отечественных LCV — «ГАЗелей», «Соболей», а также ульяновских «Профи», «Буханок» и «Головастиков». Главная причина этого, конечно - высокие цены на бензин, что при активном использовании ТС заметно бьёт по кошельку. Для ГАЗов и УАЗов она ещё усугубляется и их прожорливостью.
Кроме того, установка ГБО не помешает тем, кто работает довольно далеко от дома — среднегодовой пробег у таких автомобилистов велик, поэтому экономия на топливе лишней не будет. Ну и по той же причине перевод машин на газ не помешает автотуристам.
То есть рекомендовать переход на ГБО всем подряд явно не стоит. Скажем, такая переделка будет совершенно бессмысленной для тех горожан, кто передвигается на сверхкомпактных малолитражках, да ещё и на небольшие расстояния по схеме "дом-офис-детский сад".
Такие машины отличаются высокой экономичностью, так что низкий расход горючего просто не позволит «отбить» стоимость установки ГБО — машина успеет уйти на вторичный рынок ещё до того, как окупится её перевод на газ. Да и багажники таких малолитражек изначально небольшие — установка баллона вообще оставит владельца такого машины без дополнительного места.
В общем, владельцам таких машин стоить озаботиться переходом на ГБО только если очень хочется включиться в ряды "борцов за экологию" - без иронии, это и правда серьёзная проблема.
Главное - понимать, что в установке на машину газобаллонного оборудования нет ничего страшного. Если всё сделать правильно, оно, наоборот, существенно упростит жизнь автомобилиста и сэкономит его деньги. Подробности же об установке ГБО можно изучить, почитав соответствующую литературу, где прописаны все тонкости в зависимости от марки и модели авто.