В России вообще, и в инвестиционном сообществе в частности, уже стали постепенно стали забывать про Вымпелком. Да , сотовую связь Beeline еще знают, и некоторые ей пользуются, а Вымпелком как-то уходит на периферию сознания интересов. А ведь в свое время это был чуть ли главный ньюсмейкер деловых новостей.
Сперва компания сотовой связи , созданная директором центра Радиотехнического института им Минца Дмитрием Зиминым и американским инвестором Оги Фабела, запустила в Москве систему мобильной связи Би Лайн американского стандарта AMPS. К средине 90-х сеть Би Лайн сумела выйти на первое место по количеству абонентов в Москве, опередив Московскую сотовую сеть и МТС. Сейчас смешно, но тогда общее количество владельцев сотовой связи в столице составляло всего 60 тыс.
Потом в 1996 году Вымпелком провел IPO на Нью-йоркской фондовой бирже. Как тогда писали,- «акции компании из России появились на бирже в Нью-Йорке впервые с 1917 года». Во время этого размещения акции продавали, как существующие акционеры в лице Зимина , американца Оги Фабела, так и сама компания, направляя полученные деньги на развитие сети в России. Даже не России, а пока только Москвы.
В то время Билайн работал только в России. Чуть больше, чем за 1.5 года акции VIP выросли на бирже в Нью-Йорке на 50%:
Но грянул кризис 1998 года, девальвация, дефолт, сократили доходы населения с одной стороны, и увеличили размер валютных кредитов с другой. Вымпелком начал показывать убытки, акции в Нью-Йорке покатились вниз.
Для спасения ситуации Зимин приглашает стороннего инвестора со знанием дела в сотовом бизнесе - это норвежская полугосударственная Telenor. В то время скандинавы были законодателями моды в сотовой связи вообще, и самом передовом стандарте GSM, в частности. Тогда же Билайн фактически начал делать сотовую связь массовой, предложив известные коробочки Би+ по $49 и предоплатной системой посредством карт.
Но одной Москвы для развития компании уже было мало, после короткого отскока, акции опять пошли вниз:
и Вымпелком решил начать экспансию в регионы. Для этого нужны были две вещи:
- дополнительные деньги
- связи в государственных структурах, особенно региональных, которые выдавали разрешения на частоты для строительства сети
На эту роль решили пригласить Альфа-групп Михаила Фридмана. У них были и деньги, и самое главное связи с госорганами. Альфа-групп уже тогда славилась своей пробивной мощью в госорганах, не без дополнительного вознаграждения естественно.
После этого шага Вымпелком перестает быть компанией Зимина с иностранным участием и переходит в совместное владение норвежской Теленор и российской Альфа-групп. Начался период бурного развития сети, - росло покрытие, количество абонентов, доходы, прибыль, цена акций. К началу 2008 года акции по сравнению с IPO выросли практически в 20 раз:
В 2008 году грянул мировой финансовый кризис. Но уже за несколько лет до него Вымпелком начало лихорадить. Альфа-групп не только успешно лоббировала свои интересы в госорганах, но имела удивительную особенность ,- неспособность договариваться с партнёрами. У Фридмана и К возникали, как проблемы с ВР в ТНК-ВР, так и проблемы с Теленором в Вымпелкоме.
Неспособность договориться с западными акционерами приводила к публичным склокам, судебным конфликтам и даже внесудебным подставам вроде аннулирования виз иностранцам в России. Основная причина этих конфликтов,- разный взгляд на стратегию развития. Фридман, заработав в России миллиарды путем непрозрачных отношений с исполнительной и судебной властью, возомнил себя великим бизнесменом и хотел расширить успех на других, глобальных рынках. Западные же акционеры реально оценивали возможности такого ведения дел в других юрисдикциях:
За склоками Билайн не заметил, как его давний конкурент в России МТС, с которым они постоянно боролись на первое место по количеству абонентов, ушел в недосягаемый отрыв.
Акции скатились с максимумов:
А Фридман все грезил, как превратить Вымпелком в подобие Vodafone
Губу Фридман конечно раскатал длинно.
В итоге Теленор сдался и в 2015 году решил выйти из Вымпелкома, который тогда же переименовался в VEON.
Фридман пиарил громадные планы:
Но без норвежцев дела VEON пошли под горку. В России Билайн уступил второе место Мегафону, на остальных рынках также все было не блестяще. И так с невысокой ценой, акции покатились еще ниже
И к текущему моменту цена достигла $1.4 за акцию. С пиков 2008 года снижение почти в 20 раз.
В последнее время в России Билайн вообще заслужил плохую репутацию, как оператор регулярно подключающий платные услуги, чтобы тайком высосать у абонентов дополнительные деньги.
Для российских же инвесторов акции, сперва Vimpelcom, а потом VEON, были малодоступны, ибо торговались только на западных биржах. Не нужны Фридману российские инвесторы, он мыслит глобально. Но с открытием торговли американскими акциями на бирже Санкт-Петербург многие полезли и в VEON. Благо, со снижением, котировок у его акций резко выросла дивидендная доходность. Но наших инвесторам нужно знать, что западные рынки очень эффективны, там просто так большие дивиденды не платят, а если и платят, то следующие будут намного ниже, а то их и совсем отменят. Так и произошло с VEON. Выплатив в феврале 2020 года существенные $0.15 полугодовые дивиденды на акцию, что при цене $2.60 давало астрономическую годовую дивидендную доходность в 11%, акция ушла в пике и сложилась практически в два раза. А сейчас пошли разговоры об отмене дивидендов по причине падения прибыли и росте долга.
На американском рынке редко всплывали бумаги, цена которых падала к $1.
Единственный просвет это приход нового генерального директора в российский Вымпелком. Он заявил очень здравую позицию по преобразованиям в компаниям.
Кстати, летом мне позвонили менеджеры из Билайна и я клюнул на их хорошее предложение по пакету: сотовая связь+ домашний интернет.
Теперь, став клиентом, задумался о покупке акций VEON. Вдруг такой агрессивный маркетинг все-таки приведет к росту клиентов и в итоге к росту прибыли?
Удачи и трезвого анализа в ваших инвестициях!!!
P.S. Подписывайтесь на мой телеграмм-канал: