Найти тему
ItodorTV

9.8 л.с. Культовый и универсальный

Некоторое время назад я опубликовал репортаж об одном из главных «бестселлеров» японского производителя лодочных моторов – Tohatsu, модели мощностью 18 л.с. Которая благодаря тому, что выбивается из традиционной линейки мощностей с одной стороны, неприхотливостью и надёжностью с другой – завоевала сердца многих водно-моторников. Ещё тогда я упомянул о своём опыте с другим, не менее культовым мотором, от этого же производителя, но мощностью 9.8 л.с.

У меня нет цифр статистики продаж, но рискну предположить, что и 18, и 9.8 вполне могут посоперничать между собой за право называться «самым популярным». И почему-то мне кажется, что именно младший «брат» в этом споре окажется на ведущих ролях.
Будучи многолетним поклонником 4х тактных моторов (независимо от мощности и условий эксплуатации) я не могу не отметить, что именно в этой категории движки составляют серьёзную конкуренцию не только двухтактным одноклассникам, но и 4х тактным тоже.

Последний раз с Tohatsu 9.8 я сталкивался во время экспедиции по Енисею и в республику Тыва. Он стоял у нас в качестве докатки, а во время рыбалки был фактически основным мотором в перемещениях по реке. Но буквально пару недель назад в мои руки попал другой мотор, этой же мощности – китайский HDX. О нём будет отдельный рассказ, в рамках продолжения истории «Китайский лодочный мотор. Стоит ли игра свеч» (кому интересно - в блоге есть несколько публикаций на эту тему, с весьма интересными комментами). А пока не столько о Tohatsu, сколько о такой мощности и нескольких «за»

-2

За честность!
Дело всё в том, что многие производители моторов с какого-то момента решили оптимизировать свои производства и стали выпускать серии моторов разной мощности, но в одних габаритах размеров и веса. С одной стороны, это открывает возможность некого «апгрейта» двигателя и «превращения» (пока ещё) нерегистрируемой «десятки» в 15 или даже 20 л.с. Хороший ход! Но, что если мне эта мощность избыточна и совершенно ни к чему? Моя лодка и загрузка рассчитана на те самые условные 9.9 л.с.? Зачем я должен переплачивать лишние деньги, переносить больший вес и заливать пусть и ненамного, но всё же больше топлива?
9.8 в этом смысле мотор честный, он такой, какой есть и никаких «превращений» здесь быть не может. Стоит отметить, что многие производители небольших моделей ПВХ лодок стали обозначать на шильде не 9.9, а именно 9.8 л.с., как предельную мощность. Это связано именно с тем, чтобы владелец не имел соблазна приобрести мотор 9.9, раздушить его до 20тки и получить пере избыточную мощность на небольшой и лёгкой ПВХшке.

-3

За малый вес!
Будем справедливы, но в данной категории вес комплекта имеет большое значение. Для 9.8 это всего лишь 26-27 кг. Против 36 у 9.9. Согласитесь +10 кг весомая прибавка за одну десятую л.с. Особенно, когда это составляет около трети от общего веса. Малый вес мотора в сочетании с достаточной мощностью открывает широкий диапазон возможного применения этого мотора. Как в качестве маршевого на среднеразмерной ПВХ лодке. В моём случае он успешно использовался на лодках до 380 размера, при стандартной загрузке 2 человека + снасти. Но основная стихия - это лодки 330-360. Как в НДНД, так и с пайольным полом.
Кроме того, такие моторы часто используют и в качестве докатки на большом катере. Всё по той же причине – малый вес. О своей практике я уже упомянул. Это рабочая докатка (в том смысле, что мотор реально используется, а не весит «на всякий случай») в Тыве . В целом же именно этот мотор довольно часто можно видеть в качестве "докатки" катерах большего размера, различной конфигурации. И причина не только в весе, но и неприхотливости.
Малый вес мотора позволяет легко управляться с ним, в том числе и людям в преклонных летах, сохраняя при этом возможность выходить на оперативный простор среднего водоёма. Один из моих личных примеров, старый друг и наставник, живущий на берегу залива. В свои за 70 он использует именно такой мотор.

-4

Расход
Мотор с этой мощностью достаточно экономичен и имеет заметно меньший расход, нежели его собратья в большей категории. Благодаря чему он часто составляет конкуренцию и небольшим 4х тактным моторам. При схожих габаритах и весе ты получаешь 2-3 л.с. силы преимущества при фактически равном расходе. Сюда же я бы отметил и достаточно ровную и тихую работу на малых оборотах.

-5

Цена.
Глупо говорить о том, что цена не имеет значения. Имеет для всех! И переплачивать непонятно за что лишние даже 10-15 тыс. мало кто согласится без видимых на то причин. Китаец HDX стоит существенно дешевле, но это немного другой подход. Об этом я расскажу в отдельной теме, посвящённой непосредственно этому мотору. Так или иначе, но, если большая мощность и возможность «раздушить» двигатель не стоит в числе приоритетных задач – лучше потратить разницу в цене на какой-то дополнительный апгрейт лодки. Купить, например, эхолот классом выше!

-6

Динамика.
Рабочий объём мотора меньше, чем у 9.9. Что и не удивительно. 170 см против примерно 245. При этом сам мотор очень резвый и бодрый. С хорошей стартовой скоростью, тем самым рывком, который часто необходим для выхода в режим глиссирования загруженной лодки. И именно та динамика, которой часто не достаёт 4х тактным моторам небольшой мощности. Т.е. не смотря на казалось бы меньший объём, пусть и всего на одну десятую меньшую лошадиную силу, де-факто 9.8 может оказаться резвее. И это обстоятельство в равной степени относится, как к оригиналу Tohatsu, так и его копии из поднебесной с HDX.

В заключении.
Очень важно отметить, что мотор мощностью 9.8, как и любой другой, является компромиссным. Если ваши условия требуют существенно большей мощности, то не стоит заострять на этом внимания. В этом случае разумнее приобрести честный мотор большей мощности или «раздушить» способную к этому 9.9. Но, если данная мощность предельна для вас. Либо вы не имеете большой загрузки – такой выбор позволит сэкономить пусть и не большие, но средства при покупке, заправке, силы во время переноски и установки двигателя и место в багажнике.

Делитесь в комментариях своим опытом и какую мощность моторы лично вы считаете оптимальной!?
Дмитрий Матвеев ||
YouTube.com/ItodorTV
Все фото автора (с)
Следите за новостями в Instagram @itodortv