Если рассматривать автомобильный трафик как замкнутую систему, то можно сделать неутешительный вывод, что она несет в себе глубинные недостатки. Смертность на дорогах остается пугающе высокой, и никакие достижения современных технологий почему-то не помогают ее снизить. За год на дорогах России погибает почти 17 тысяч человек.
Основной проблемой, считают эксперты, является сама архитектура системы дорожной безопасности. Сегодня ответственность за безопасность на дорогах лежит, по большей части, на участниках дорожного движения – водителях. Государство же лишь обеспечивает «инфраструктуру безопасности» - разметки, ограждения, освещение и дорожные знаки. Но подобный подход постепенно уходит в прошлое.
В 1994 году в Швеции была принята государственная программа Vision Zero. Ее базовый принцип – отказаться от терпимости к смертности и не считать ДТП неизбежным злом, сопутствующим дорожному движению. Идеология программы устанавливает, что водители – обычные люди, которые всегда будут совершать ошибки, но сама система дорожного движения должна быть выстроена таким образом, чтобы их ошибки не приводили к гибели людей и серьезным травмам, что требует принятия дополнительных мер от тех, кто строит и обслуживает дороги, а также производителей авто.
Основные технические средства реализации Vision Zero:
- перекрестки с круговым движением;
- дороги с разделительным барьером;
- ограничение скорости в населенных пунктах до 30 км/час;
- очистка прилегающих к дорогам территорий;
- подробное расследование аварий со смертельным исходом;
- напоминания о ремнях безопасности;
- алкозамки;
- фоторадары;
- велосипедные шлемы.
Имплементация программы принесла свои плоды: сегодня в Швеции один из самых низких показателей смертности на дорогах – всего 3.2 погибших в ДТП на 100 тысяч человек. Для сравнения, в Норвегии, Швейцарии и Дании этот показатель менее 3, более 11 - в США и 11,56 - в России.
А как вы думаете, есть ли смысл принимать аналогичные меры в нашей стране?