В России наконец случилось то, что должно бы случиться давно, а именно – Верховный Суд признал экстремистским движение АУЕ, насаждающее в молодежной среде «блатную романтику», проповедующее правильность криминального образа жизни, и активно вовлекающее людей совершение противоправных деяний. И решение это, конечно, можно только приветствовать. Если бы не одно «но»… Очень надо сказать – жирное «но», в роли которого выступает вопрос – а как это все будет работать на практике? В смысле - как государство намерено искоренять это явление? Вопрос важный, потому как здесь, перед тем как действовать, надо понять – где истоки явления, и каков способ вербовки неофитов данным конкретным сообществом. А уж после выяснения этих моментов, можно и предлагать «лекарство» от этой, без преувеличения, «идеологической чумы». С истоками все просто. Они в экономических неурядицах, в отсутствии состязательного Суда, в безработице, в сломе социальных лифтов, в снижении роли воспитания в образовательных учреждениях и т.д.. Искоренить причины можно только общим оздоровлением страны, а запретом отдельных групп и субкультур, но постараться остановить их рост и развитие необходимо уже сейчас...
Как происходит пополнение неформального сообщества и «вербовка» новых членов? Довольно просто. Здесь АУЕ ничем не отличается от иных экстремистов, и действует методом «проповеди». Не классической проповеди с кафедры храма (как например делали в 90-х и начале 2000-х годов ваххабитские эмиссары), и не в форме хождения по квартирам, как то практиковали недоброй памяти «Свидетели Иеговы». Нет. Криминалитет действует тоньше. Главное «оружие» его пропаганды – это… песня! Да, именно так - та самая «блатная песня», она же – «шансон», который в российских реалиях просто наполнен и переполнен воспеванием тюремного быта, нравов, обычаев, который душещипательно рассказывает нам о «правильных ворах», и «негодяях-вертухаях», который учит ненавидеть оперативников угро, и вообще полицейских, и повествует нам о «воровском братстве». Разве это не пропаганда? Самая настоящая! И более того, помимо формирования в головах позитивного образа уголовника, этот «бизнес» приносит неплохие доходы самим исполнителям! На концерты «голосов зоны» охотно идут, за их песни платят, а они между тем, вливают в сознание мерзкую моральную отраву. И вреда приносят больше, чем группы по продаже символики в ВК, YouTube и в Instagram. Вообще, анекдотична сама ситуация - субкультура запрещена, а ее главные распространители, не лишены возможности дальше нести свою философию. Пожалуйста – проводи концерты, выкладывай ролики, поздравляй песнями «авторитетных воров», сочиняй куплеты и музыку в их честь… Ну разве это не бред? С точки зрения здравого смысла – полный. Примерно как вояж по городам и весям исламского фундаменталиста, распевающего под гитару на сцене о «героической войне за свободу Кавказа», восхваляющего мужество ваххабитов, и прославляющего теракты, диверсии, убийства в российских военных, полицейских, чекистов…
Кто-то скажет, что такое невозможно. И будет прав. Конечно невозможно! Более того – преступно и должно быть в случае появления такого «бородатого песенника» мгновенно пресечено! Но тогда не странно ли, что ваххабиту петь свои песни нельзя, а тому, кто «топит» за АУЕ – можно? Конечная цель ведь у них одна – разрушение государственности, распространение хаоса, и получение возможности «ловить рыбку в мутной воде».
При этом, в отличии от экстремизма религиозного, экстремизм криминальный не хочет создания нового религиозного государства, он вообще не хочет ничего создавать! Его идеал – разгульная вольница, где можно безнаказанно грабить, убивать, насиловать, и где за это никому, ничего не будет!
Кстати, говоря об экстремизме, нельзя не упомянуть и неонацистские группировки. Имеющие собственную систему ценностей, взгляд на мир и даже свою музыку в составе нескольких рок-групп, называть которые я не стану. Так вот, указанные музыкальные "коллективы", пропагандирующие расовое превосходство, при попытке дать концерт тоже оперативно задерживаются силовиками... Ну а псевдобарды АУЕшной тематики, поют себе и в ус не дуют...
Сумеет ли Россия справится с этим вызовом? Сможет ли одновременно рубить «руки» АУЕ, состоящие из мелких и крупных бандитских объединений, и затыкать субкультуре «рты», которыми являются многочисленные «шансонье», «тюремные барды», и тому подобные личности? Покажет только время… Заразу ваххабизма в конце концов как-то остановили… Может остановим и это?