Послушаем пару мнений.
Martin Turner, «гитарист с 1979 года».
Я вырос в эпоху модернизма (сейчас кругом постмодернизм). Минимализм был нашим девизом, и каждый старался быть умнее и утончённее, чем все остальные. Мы не хотели показаться наивными (даже если наше нежелание показаться наивным было самой наивной вещью).
Когда я учился играть на гитаре, у нас не было ни одной из этих новомодных гитарных книг с глянцевыми обложками, набитых качественными фотографиями гитарного грифа. Нашими лучшими друзьями были чёрно-белые книги-тетради, скреплённые скобками, и они передавались от гитариста к гитаристу. Прошли годы, прежде чем я открыл для себя настоящие мелодии к некоторым аккордовым последовательностям, которые тогда изучал.
Но, в те дни, все начинающие гитаристы учились играть на доминантовых септаккордах. Часто, они просто легче на гитаре. G7 легче, чем G в открытой позиции, B7 намного легче, чем B. Даже E7, как только вы обнаружите, что можете просто поднять один палец — легче, чем E. Em7 — самый простой аккорд, который круче, чем просто бренчание на всех открытых струнах (это Em 11, кстати). C7 примерно так же лёгок, как C. Не можете сыграть F? Fmaj7 — ваш друг. И так далее. А7 — это до смешного просто.
Поэтому, когда я начал сочинять песни, я сознательно избегал доминантовых септаккордов. Я ассоциировал их с избитыми мелодиями и аккордами, ещё более простыми, чем «ковбойские» аккорды (у нас не было ковбоев в Бирмингеме, поэтому мы называли их «начальными аккордами», без этого ковбойского гламура, который делает их «респектабельными»). Меня вполне устраивали maj7, add 9, 6/9, m9 и так далее, но не доминантовые септаккорды.
- Что такое «ковбойские аккорды»?
Через пару лет я начал изучать теорию музыки. Затем я узнал о первом обращении доминантсептаккорда. Оно отлично работало в четырёхголосной гармонии на фортепиано, но я всё ещё не хотел вводить доминантовые септаккорды в свои собственные песни.
Времена прошли своим чередом. Сейчас всё постмодернистское, и всё, что было старым — новое, а всё, что было новым — старое. Артисты-экспериментаторы сейчас гораздо больше интересуются мощными звуковыми текстурами, нежели гармоническими последовательностями. Технология звукозаписи теперь настолько совершенна, что нам приходится делать всё более «разрежённым», чтобы перестать звучать чрезмерно слащаво.
David Bothof
Я не согласен с мнением, что это только потому, что многие современные исполнители не обладают достаточными знаниями, чтобы использовать септаккорды.
Причина, по которой септаккорд не используется так часто, заключается в том, что он диссонирующий. Используемый сам по себе, вне контекста, он не является приятно звучащим аккордом. Седьмая ступень гаммы не гармонирует с другими нотами гладким образом. Если же вы используете 1, 3 и 5 ступени, они звучат вместе так, как будто принадлежат друг другу. То же самое с аккордами со 2 и 4 ступенями.
Если вы добавляете седьмую ступень, она «сталкивается» с другими нотами в аккорде. Это может быть очень полезно и добавляет аромат к звуку, но это не устойчивое звучание, не тоника. Септаккорд, будучи диссонирующим, создаёт ощущение, что музыка должна двигаться куда-то — к следующему аккорду, к тонике и так далее. Но это не тот аккорд, который удобен в качестве основы. Насколько я помню, нет песен, которые используют исключительно септаккорды. Это переходный аккорд, и он просто должен быть менее распространён, чем мажорные и минорные трезвучия.
Во-вторых, трезвучия необходимы, а септаккорды — нет. Если, например, вы аккомпанируете кому-то на гитаре и сталкиваетесь с септаккордом, вы можете просто пропустить версию аккорда с септимой (скажем, A7) и сыграть мажорный аккорд (A) вместо этого. Это не будет слишком изысканно, но будет работать в крайнем случае. Обратное неверно. Если музыка не требует A7, скорее всего, воспроизведение A7 вместо A будет звучать неприятно или изменит ощущение от песни неподобающим образом, которого не хотел автор песни.
И, наконец — септаккорды используются не так часто, как мажорные или минорные трезвучия потому, что часто создают некое уникальное ощущение, которое работает только в определённых жанрах музыки (например, джаз).