Седьмой эпизод финального сезона киноподборок по заявкам подписчиков канала "Справочник кинопижона". На очереди следующая заявка:
Лучшие фильмы, передающие атмосферу 1960х
Тема, признаться, методологически сложная, так как любой снятый в 60-е фильм так или иначе передает их атмосферу, являясь артефактом времени. Причем, 60-е благодаря своим многочисленным новым волнам - это самое запечтленное на пленку десятилетие. Именно в 60-е молодые кинематографисты стали выходить на улицы и снимать жизнь как она есть. Свингующий лондон оказался запечатлен в "Фотоувеличении" и "Альфи", а также "Дорогой" Шлезингера. Япония 60-х без прикрас показана в фильмах Осимы, Масумуры и других режиссеров японской новой волны. Париж и Францию можно увидеть в ранних фильмах Трюффо и Ромера. Советские 60-е - в фильмах оттепели, в первую очередь, в "Заставе Ильича/Мне двадцать лет" Хуциева и "Я шагаю по москве" Данелии.
Поэтому я решил сосредоточиться на достойных фильмах, снятых позже 60-х, но сумевших схватить в этом десятилетии что-то важное и интересное.
7 фильмов, создатели которых удачно реконструировали 60-е
Странники (The Wanderers), 1979, режиссер - Филип Кауфман
Фильм, который в начале прикидывается серьезной драмой о молодежных бандах Нью-Йорка 1963-го, ближе к середине оборачивается чем-то средним между "Воинами" и "Улицами в огне" - разухабистой рок'н'ролльной сказкой. Но атмосфера в фильме абсолютно шестидесятническая, даже сгущенно шестидесятническая.
Квадрофения (Quadrophenia), 1979, режиссер - Фрэнк Роддэм
В том же 1979-м году вышел фильм, в основу которого была положена одноименная рок-опера группы The Who. Субкультура модов в фильме представлена в таких блеклых и серых тонах, что в какой-то момент вместо голосов Долтри и Таунсенда ожидаешь услышать вокал Егора Летова. К слову, в фильме одну из самых сильных ролей исполнил Стинг.
Лак для волос (Hairspray), 1988, режиссер - Джон Уотерс
Не путать с одноименным мюзиклом 2007-го. Оригинальная лента, действие которой разворачивается в Балтиморе в 1962-м году, представляет собой фирменную уотерсовскую кэмповую комедию. Все приметы времени в фильме есть: от музыкальной революции до движения за гражданские права, но в исключительно ироничной форме.
Братья Крэй (The Krays), 1990, режиссер - Питер Медак
Та же история, что и в фильме "Легенда" с Томом Харди, но гангстеров-близнецов Крэй играет не Том Харди, а настоящие близнецы Гари и Мартин Кэмпы. Кроме того, Медак практически обходит стороной гей-тему, которая в фильме 2015-го вышла на первый план, вместо этого сосредотачивась на криминальной стороне Лондона свингующих 60-х.
Яркий летний день (Guling jie shaonian sha ren shijian), 1991, режиссер - Эдвард Янг
От Британии и США переномимся в Тайвань 60-х. Эдвард Янг снимает монументальное полотно о взрослении в криминогенном Тайбэне 60-х. Любопытно, что фильм имеющий дело с материалом, из которого обычно получается "Пишоте" или "Генералы песчаных карьеров" снимает тепловое и ламповое кино, в котором ностальгия явно перевешивает социальную проблематику.
Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе (JFK), 1991, режиссер - Оливер Стоун
Если к содержательной части фильма претензии есть, многовато конспирологии, то с формальной точки зрения фильм - шедевр. За три (в прокатной) и четыре (в режиссерской) часа экранного времени происходит столько событий, сколько современные шоураннеры растянули бы сезона 3. Более того, снят фильм так, будто смотришь полноценный боевик, а не политическое расследование.
Дневной сеанс (Matinee), 1993, режиссер - Джо Данте
Последний, но не по значению. Действие фильма разворачивается в разгар Карибского Кризиса и максимального накала ядерной паранойи. "Дневной сеанс" - это и ироничный портрет эпохи, и признание в любви трэш-фантастике, и типичный фильм о взрослении, причем все эти аспекты гармонично взаимодопоняют друг друга.