Наоборот, Киев нельзя было сдавать ни при каких условиях. Даже когда спустя полтора месяца немцы окружили Юго-Западный фронт за 150 км к востоку от Киева. Удержание Киева было единственным шансом на спасение. Нужно было отводить окруженные армии на запад, к Киеву. Коммуникации немцев по всем направлениям были куда как сильней растянуты советских, у них были огромные проблемы со снабжением. А советским войскам нужно было вести операцию на окружение 1-й и 2-й немецких танковых групп в большой излучине Днепра. Нужно было приплюснуть их к окруженной киевской группировке.
Если почитать дневники Начальника Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франца Гальдера, то нетрудно заметить, что почти каждый день он пишет о грузоперевозках и снабжении войск. Летом 1941 г. немецкие войска не то чтобы не нуждались, но обеспечивались необходимым буквально впритык. Никаких запасов у них не было. Кстати, не было у них и никаких резервов в людях и соединениях. Любое изменение интенсивности боев или изменение длины грузоперевозок сразу приводило к проблемам со снабжением.
Гальдер пишет, что командование группы армий «Север» требовало наступать только вдоль железных дорог, без значительного отдаления.
Можно посмотреть на схему железных дорог восточнее Киева. А потом на схему наступления немецких войск при окружении Юго-западного фронта. Нетрудно заметить, что 2-я танковая группа наступает исключительно вдоль железнодорожной линии в направлении важного транспортного узла в районе Конотопа.
А 1-я танковая группа при наступлении на север практически одновременно направила часть сил для захвата второго важного транспортного узла в Полтаве. Тем самым они серьезно осложнили противодействие советских войск. Немецкие генералы понимали, что делали.
Можно сформулировать простой принцип: удерживай свои транспортные узлы, захватывай чужие. Чем больше дорог сходится в узле, тем он важнее.
Сдача Киева в начале августа стала бы для немцев королевским подарком. Совершенно очевидно, что их транспортные пути колоссальным образом сокращались, что сильно облегчало им жизнь. По кратчайшему пути вдоль железных дорог они бы выдвинулись к Конотопу и Полтаве с запада и продвинулись бы дальше. (Неужели Жуков этого не понимал?). Может быть советский Юго-Западный фронт избежал бы окружения (но скорее всего в него попал бы Центральный), но Вермахт очень быстро бы вышел на линию Брянск – Харьков. Вот он, блицкриг, который советская армия приносит противнику своими руками.
Нет, Киев сдавать было нельзя.
Но тем не менее, спустя полтора месяца произошла катастрофа. Можно ли было ее избежать?
Рассмотрим это в следующей статье.
Другие статьи цикла:
Начало: О чем следовало подумать начальнику Генштаба: В чем главная проблема?
А нужно ли срезать выступ? Ресурсный подход к планированию операций.
О чем стоило подумать Генштабу: железные дороги.
Эта статья: О чем стоило подумать Генштабу: железные дороги -2
Продолжение:
Можно ли было избежать катастрофы Юго-Западного фронта?
Смежный цикл статей:
А спасал ли Жуков фронт от разгрома. Проверка фактов, изложенных в докладе.