Парк Сергиевка не пользуется большой популярностью у туристов, да и не все петербуржцы здесь бывали. Многие по долгу службы: здесь находится биологический факультет СПбГУ, а значит, и все постройки в его ведомстве, а не музейном.
Со стороны шоссе дворец в Сергиевке, расположенный на возвышенности, смотрится сдержанно и аккуратно. Обновлённая краска на фасаде намекает на презентабельность других его видов. Пройдя по аллеям парка, поднимаешься по каменным ступеням вверх ко дворцу — и видишь совсем другую картину — ветхие стены, полуразрушенные портики. Между тем, здесь находится учебный корпус, значит, аварийным состояние дворца не считается.
Немногочисленные экскурсионные группы останавливаются у дворца и каменной головы — самой узнаваемой деталью парка, по широким и когда-то благоустроенным аллеям проносятся велосипедисты, в августе попались нам и деловитые грибники. Таков парк в XXI веке.
А что если заглянуть в историю?
В 1839 году имение Сергиевка стало свадебным подарком Николая I своей любимой дочери Марии. Эту обаятельную и талантливую девочку с добрым сердцем выделял и В.А. Жуковский, руководивший воспитанием и образованием царских детей. По воспоминаниям современников, «понятие о красоте было для неё врождённым, она сейчас же понимала всё прекрасное».
Супругом Марии Николаевны стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский, большой ценитель изящных искусств. Герцог владел картинной галереей в Мюнхене, собранной его отцом Евгением Богарнэ. Полотна Рафаэля, Ван Дейка, Беллини, Веласкеса, Мурильо и других великих мастеров вскоре обогатили Мариинский дворец в Петербурге, главную резиденцию великокняжеской четы (сейчас здание Заксобрания СПб ).
В России Максимилиан пополнил коллекцию полотнами Айвазовского, Брюллова, Неффа, а также покровительствовал этим художникам. Звание почётного члена Академии наук герцог Лейхтенбергский получил в 1839 году, вскоре после приезда в Россию, и Максимилиан носил это звание по праву.
Супруги были выдающимися меценатами своего времени и тонкими, одаренными натурами. Герцог Лейхтенбергский любил общество учёных, а Мария Николаевна окружила себя деятелями искусства: её постоянно посещали писатели Пётр Вяземский, Василий Жуковский, Владимир Одоевский, художники, актёры, певцы, музыканты и композиторы.
Его высочество Максимилиан проявил себя и в науке. Он серьёзно интересовался гальванопластикой, электрохимической металлургией, минералогией (его работы высоко ценил академик Якоби). Именно он недалеко от Балтийского вокзала основал завод, где изготавливали методом электролиза бронзовые и мельхиоровые отливки с золочением. Заказ на литьё почти всей скульптуры для арочных сводов и купола Исаакиевского собора выполнен на заводе Лейхтенбергского. Кстати, на том же заводе были построены первые российские паровозы для Царскосельской и Варшавской железных дорог.
После смерти супруга Мария Николаевна в 1852 г. была назначена президентом Академии художеств. В историю Академии она вошла как просвещенная и милостивая покровительница художников. Свой пенсион, а также личные средства она направила на содержание бедных академистов; ввела новый устав, по которому было расширено преподавание общеобразовательных дисциплин, чтобы выпускники были широко образованными людьми. Учредила класс православного иконописания, выхлопотала средства на создание музея древнерусского искусства. Кроме того, добилась разрешения императора отправлять выпускников академии за границу для совершенствования в искусстве.
Мария Николаевна отличалась от своих родственников и вообще великосветской среды живым и независимым нравом. Через год после смерти супруга она тайно обвенчается с Григорием Строгановым, что было явным мезальянсом для царской дочери. В 1862 г. Строгановы из-за осуждения светским обществом и родственниками предпочли уехать из России и жили во Флоренции.
Когда-то Мария Николаевна упросила своего царственного отца разрешить ей жить в России, не выходить замуж на чужбину. Теперь она вынуждена жить в Италии. Свой земной путь Мария Николаевна пожелала окончить на Родине. Скончалась она в Мариинском дворце, на 57-м году жизни (1876 год). Строганов пережил любимую жену всего на два года.
После 1917 г. в Сергиевке располагалась колония для беспризорников. Комментарии по поводу сохранности усадьбы, полагаю, излишни.
В Великую Отечественную Сергиевка стояла практически на линии фронта, на Ораниенбаумском плацдарме, и подверглась сильным разрушениям от обстрелов. Когда-то богато украшенный гротами, изящными скульптурами, вазами и фонтанами парк и дворец после войны были в руинах. Чудом сохранились три скульптуры из коллекции великокняжеской четы (они были в подвале дворца). Последняя реставрация была проведена здесь в начале 1970-х гг.
Уже в наши дни хорошо отреставрирована действующая с 2015 г. церковь во имя Св. Троицы.
Красота и очарование этого удивительного уголка нашего отечества касается души каждого посетителя парка. Память об удивительных людях, понимавших в искусстве и умевших щедро и разумно распоряжаться своими родовыми преимуществами, хранят эти вековые дубы и каменные мосты через реку Кристателька. Возможно, и мы когда-нибудь оценим эти благородные души.