Эпопея с судьбой украинского завода "Мотор Сич" постепенно подходит к концу. Становится все более очевидно, что Киев никак не может влиять на судьбу легендарно предприятия, отдавая его на откуп решениям других стран. Такая неразбериха приведет к одному - неизбежному краху "Мотор Сич", и спасать его, скорее всего, уже никто не будет.
Небольшая предыстория. После распада СССР единственным адекватным способом выживания завода была кооперация с Россией и российскими предприятиями. Но события 2014 года вынудили сменить экономическую политику, разорвав связи с РФ. По крайней мере официально. Неофициально завод очень долгое время, через Прибалтику и Беларусь, контактировал и поставлял авиадвигатели нам.
Тогда же и началась история с китайскими инвесторами. Одна компания решила купить контрольный пакет акций завода, взамен предложив большие инвестиции и заказы из Китая.
Первая часть сделки прошла успешно, но для второй требовалось согласия украинского антимонопольного комитета, который и развернул предложение. Во многом это заслуга США, которая были против получения Китаем доступа к технологиям двигателестроения.
Акции предприятия арестованы, а судебные тяжбы не имеют какого либо развития. Госсекретарь США звонит в Киев с намеками не одобрять сделку, это же и главная тема личных переговоров.
Как итог, ситуация находится в подвешенном состоянии, без какого либо шанса на развитие. По крайней мере до перемены власти в Киеве (смена президента США не даст изменения, ибо что Трамп, что Байден против усиления Китая).
Некоторое предлагают следующий сценарий - замена Китая на Россию, но и тогда реакция США будет отрицательной. Переход в руки Москвы стратегического завода времен СССР явно противоречит идеям Запада.
У завода нет заказов, непонятный статус владельца, нет развития. Желания как то спасти завод у Киева тоже не наблюдается.
Однако если посмотреть за сцену основных событий, то мы увидим, что и Россия, и Китай уже получили свою выгоду. Так, например, китайские СМИ утверждают, что сборочная линия для двигателя Д-436 уже пару лет как вывезена и работает. Да, это не самый современный мотор, но надежный и качественный.
Наша страна тоже не осталась в стороне. Политолог Ростислав Ищенко уверяет, что Россия уже давно вывезла себе все, что хотела. Если посудить здраво, то это точно не станки и сборочные линии, а что то более ценное - люди.
Именно специалисты и конструкторы, которые оказались не нужны своей стране, перебрались в Россию и Китай. Причем и специальных программ по переезду и не было - люди здраво оценили, что с таким отношениям никакого будущего и "Мотор Сич" уже нет. К сожалению.