Многие знатоки бронетанковой тематики отлично знакомы с термином автомат заряжания и прекрасно понимают, что он из себя представляет в Т-64 и Т-72. Карусельная система с транспортёром кругового вращения. Но в Сети можно увидеть много споров касаемо того, почему у Т-64 механизм, а у Т-72 автомат. Отмечу, что обе конструкции довольно похожи по своему принципу, но отличаются в деталях.
История автоматики.
Далеко углублять не будет и сразу перейдём к Т-64, а вернее разработке автомата заряжания карусельного типа. Техническое задание требовало жёстких ограничений по массе при абсолютной защите от имеющихся тогда кумулятивных боеприпасов. Решение, как облегчить броню нашли, но масса была по-прежнему велика. Взялись за всё – уменьшили двигатель, разделили КПП на две бортовые коробки передач, сэкономив объём и уменьшив габариты, а башню сделать двухместной для размещения 115 мм калибра с перспективой его замены. Так же, объём башни у будущего Т-64 был меньше, чем у Т-62. Причина – опять-таки экономия массы, но в таком случае нельзя было выделить место для заряжающего.
Проблему решили автоматом заряжания карусельного типа с горизонтальным расположением снарядов и вертикальным положением зарядов. Каркас транспортёра крепился на погон башни. Конструкция была довольно простой – транспортёр с гидравлическим приводом вращался и опознавал типы боеприпасов. Как только необходимый снаряд находился в заданной точке, рычаг с исполнительным цилиндром поднимали снаряд и выравнивали лотки в горизонтальном положении. Следующий шаг за досылателем. После заряжания, лотки убирались назад, а при выстреле, поддон от заряда попадал в улавливатель и отправлялся в пустой лоток от боеприпаса.
Ключевые преимущества – большая скорость заряжания в сравнении с человеком, сравнительно стабильная скорострельность, экономия внутреннего объёма и массы боевой машины.
Почему у Т-64 механизм?
Изначально, систему 1А33, более известную как механизм заряжания танка Т-64 называли автоматом. Причина была простой – в СССР не было аналогов до 1973 года. Как только появился Т-72, автомат у Т-64 переименовали в механизм. Это было сделано с практической точки зрения для логистики и документального обозначения и с точки зрения самой конструкции. И транспортёр и подающий механизм основаны на гидравлике. В то же время, у Т-72 и транспортёр и подъёмный механизм задействую электромоторы, что и поспособствовало характерному обозначению «автомат».
Но зачем УВЗ изменил уже имеющуюся конструкцию? Во-первых, у Т-64 выявился ряд недостатков из-за высокого центра тяжести механизма. Его нередко заклинивало при наклоне боевой машины. Доходило даже до поломок. Чтобы избавиться от этого, инженеры УВЗ разместили транспортёр как можно ниже и закрепили его в корпусе, а не на погоне башни. Это поспособствовало надёжности. Так же, для ускорения вращения транспортёра гидравлику сменили на электрику.
Отмечу, что у Т-64 транспортёр какое-то время берёт «разгон» и вращается не с постоянной скоростью. У Т-72 скорость практически постоянная. Это вылилось в то, что у Т-64 смена типа боеприпаса дольше, при условии примерно одинакового расположения снаряда в транспортёре. В то же время, стрельба очередью без задержек на корректировку у Т-64 выше за счёт меньшего времени подъёма снаряда и заряда, а так же их подачи в казённик Там где Т-72 должен сделать «два приёма», Т-64 сделает «один приём». Однако, разница составляет менее одной секунду, что полностью нивелирует ценность механизма в сравнении с автоматом.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.