Буквально неделю назад это им было упомянуто в беседе с одним джазовым экспертом на щекотливую тему "когда от флейты не тошнит".
Эксперт был пьян. Мы говорили по телефону. Он одобрительно кудахтал при упосминании Джереми Стейга и Бобби Хамфри (из-за имени её принимали за мужика, Гаричек!) , но Джонни Харриса он не знал.
Я же всегда ставлю в пример его музыку к фильму "Фрагмент страха".
Картина интересна сама по себе - детективная история о жестоких опытах над молодым писателем, вышедшим на след парамасонского общества "Трамплин". Фильм во многом пророческий, но в ту пору для нас недоступный. Но и музыка, написанная Джонни Харрисом, звучит не менее впечатляюще самостоятельно.
Фрагмент саундтрека я обнаружил на диске Джонни Харриса Movements, без проблем изъятого у барыги, не знавшего что с ним делать.
Ожидая услышать инструментальные версии популярных хитов, я обнаружил прогрессив и готику с элементами фри джаза.
Эстрада порой подступала к прог-року парадоксально близко. В культовом альбоме Horizons группы The Greates Show on Earth половина треков напоминала Джо Долана и Les Humphrie's Singers.
При желании отголоски Сан-Ремо можно было уловить даже у Yes и King Crimson, хотя проведение таких параллелей, как правило, выводило из себя местечковых догматиков и снобов .
Но дирижер, композитор, инструменталист и аранжировщик Джонни Харрис был намного старше поколения "кентерберийцев", и гораздо глубже интегрирован в производство британской поп-музыки.
Я встречал его имя на обложках альбомов Шерли Бэсси, чей статус иконы стиля вту пору был сопоставим с положением, разве что,только Барбры Стрейзанд.
Помимо просто красивых мелодий и сексапильного имиджа, в этих пластинках Шерли Бэсси слушателя подстерегали призраки мзощренного декаданса. Так, сквозь морщины божьего одуванчика на долю секунты проступают дерзкие черты средневековой колдуньи...
Уверен, что эти сюрпризы остаются на прежних местах, в ожидании новых заблудших душ .
Адаптируя известные хиты Битлз и Роллинг Стоунз, Джонни Харрис, метко, но ненавязчиво насыщал их нюансами, которые, не травмируя первоисточник, способен добавить только большой художник-профессионал с богатейшим опытом музыкального оформления нескольких эпох.
Он занимался звуковой живописью, дополняя рукою мастера недостающее.
Джордж Мартин, Арт Гринслейд и Крис Блэкуэлл известны тысячам и сотням меломана благодаря поддержке молодых талантов в шестидесятые и далее.
Роберт Фарнон и Джонни Харрис остаются как бы в тени вековых деревьев и фасадов стариннной архитектуры. Они работали со зрелыми артистами, и до осмысленного интереса к их наследию каждый тоже должен созревать самостоятельно.
Его приглашали к сотрудничеству Элвис, Пол Анка и Хампердинк.
Благодаря его мастерству продюсера достойно вписалась в семидесятые Петула Кларк.
Мой джазовый эксперт успел протрезветь, и вчера вечером мы продолжили нашу беседу в более спокойном режиме. Он снова, не без снобизма, повторил, что не знает, кто такой Джонни Харрис, после чего завозился с клавиатурой, по-стариковски ворча что-то скептическое.
Через пять минут стало известно, что Джонни Харрис скончался в марте месяце этого года , в одно время с Мариано Детто - аранжировщиком Челентано, и великим советским драматургом Леонидом Зориным.
Ровно неделю назад я рекламировал его, как живого современника великих песен, преобразуемых его талантом в нечто великое в кубе, способное волновать и заворажавить без шантажа ностальгией по ушедшей молодости.
Сегодня интонация меняется. Передо мною несколько строк, написанных от руки, которые мне предстоит перепечатать за минуту, в последний момнт добавив пару слов, хотя их количество уже не имеет значения:
Сообщать о таких утратах одновременно и легко и тоскливо. Легко, потому что эта запоздалая смерть в общем-то бессильна. Тому, что задумано и завершено так давно и так блистательно не страшно физическое исчезновение создателя. Смерть не угрожает совершенству прошлого,. Тому, что уже сложено, что сбылось.
Неведение и забвение - это уже личные трудности потомков.
Тоскливо, потому что мы опоздали на волшебный киносеанс, говоря о том, чего не застали.
Джонни Харрис заранее позаботился о качестве своего наследия. И музыкальным портретам его современников гарантировано почетное место среди оригиналов.
John Stanley Livingstone Harris (September 11, 1932 – March 20, 2020)