Орудийный передок обр.1911/30 гг. из коллекции Ленино-Снегирёвского военно-исторического музея.
Орудийный передок - это специально разработанная двухколёсная повозка, которая присоединяется к станинам пушки для того, чтобы её можно было перевозить между огневыми позициями, расположением части или складами хранения.
Для большинства орудий с самого появления первых колёсных лафетов передок был обязательной деталью, без которой орудие было невозможно перевозить не разбирая на части.
Передок из экспозиции Ленино-Снегирёвского музея был принят на вооружение в 1937 году (после модернизации орудийного передка обр.1911 года) и входил в комплектацию 122-мм гаубицы образца 1910/30 года.
На верхней части передка оборудовались сидячие места для двух-трёх человек расчёта орудия (здесь спинка-ограждение отсутствует).
После присоединения передка, у лафета орудия появляется поворотная ось к которой можно прицеплять лошадиную или механическую тягу.
На снимке хорошо видно крюк на который надевалось кольцо на хоботовой части станины гаубицы.
Этот передок предназначен для механической тяги, поэтому у него впереди короткое водило для трактора-тягача, а не длинное дышло для пристяжки лошадей.
Водило подвижное с двумя пружинными демпферами, которые гасили рывки при буксировке.
Видны подножки для залезания расчёта, а рядом с ними фигурные крюки для присоединения лошадиной упряжи.
В задней части передка открываются дверки зарядного ящика.
В нём размещался боекомплект первой очереди, при помощи которого гаубица могла начать огонь не дожидаясь подвоза боеприпасов.
Так же, в походном положении в ящике находились панорама орудия и его принадлежности.
С появлением механизированной тяги актуальность орудийных передков существенно снизилась.
Расчёт и боезапас первой очереди стали перевозить непосредственно в тягаче.
Например, у триплекса орудий особой мощности Б-4/Бр-2/Бр-5, а так же у пушек корпусного дуплекса А-19 и МЛ-20 передок, хоть и более мощный и прочный, но гораздо более простой, без ненужных сидений расчёта и зарядных ящиков.
Фактически, это простая подкатная поворотная ось с водилом.
Современные орудия и вовсе лишились передков и буксируются непосредственно тягачами.