Найти тему

Коучинговая модель CLEAR

Продолжаю рассказывать вам о коучинге. Ранее мы рассмотрели модель GROW, модель Т, модель SCORE и модель IMULL.

Питер Хокинс, профессор по вопросам лидерства в бизнес-школе Хенли, Великобритания, в 1980-х гг. разработал модель CLEAR в качестве структурной основы коучинга, в которой основное внимание уделяется не только целям коучинга, но и отношениям между коучем и его клиентом.

CLEAR — аббревиатура из английских слов «Contracting», «Listening», «Exploring», «Action», «Review» («Resume»), которые соответственно переводятся как «заключение контракта», «выслушивание», «исследование», «действие» и «анализ достигнутых результатов».

Питер Хокинс, автор коучинговой модели CLEAR
Питер Хокинс, автор коучинговой модели CLEAR

Данная модель используется как общая схема проведения коучинга.

  1. Заключение контракта: в начале установления коучинговых отношений необходимо согласовать основные правила. Они могут включать цель коучинга, периодичность встреч, продолжительность этих встреч, правила конфиденциальности. Этот контракт не является официальным юридическим документом, но для его «заключения» необходим разговор, в ходе которого стороны оговаривают свои ожидания и устанавливают границы.
  2. Выслушивание: на этом этапе вам нужно активно слушать подопечного, чтобы понять в деталях цель коучинговой сессии и помочь ему более глубоко разобраться в сущности текущей ситуации. Активное слушание означает проверку правильности понимания услышанного, обобщение услышанного, в равной мере обращение внимания не только на то, что говорится, но и на то, о чем в ходе общения не упоминается, и задавание правильных вопросов.
  3. Исследование: на этом этапе важны две составляющие — помочь клиенту изучить последствия текущей ситуации лично для него и помочь ему рассмотреть возможные варианты выхода из этой ситуации. Неопытные коучи слишком быстро переходят к этапу действий, не до конца разобравшись в той проблеме, которая беспокоит их клиента. Поэтому выделите на этот этап достаточно времени.
  4. Действие: каким является следующий шаг, который должен сделать клиент, основываясь на вариантах, исследованных на предыдущем этапе? Как он сделает этот шаг? Что ему в этом поможет? Какие барьеры ему придется устранить на этом пути, чтобы достижение цели стало возможным? Нужно ли ему помочь в устранении этих барьеров и в том, чтобы использование помощников оказалось максимально эффективным? Знает ли ваш клиент, что именно он должен сделать на этом этапе?
  5. Анализ достигнутых результатов: что в данной сессии сработало хорошо? Что следует улучшить, чтобы следующие сессии оказались более полезными? Этот этап предполагает анализ не прогресса в рассматриваемой области коучинга, а эффективности коучинга, чтобы сделать его как можно более полезным.
-2

Существует так же одноименная модель постановки и уточнения цели CLEAR. В данном случае расшифровка следующая:

Challenging – цели должны содержать некий вызов.

Legal – цель должна быть в рамках закона.

Environmental – цель не должна наносить вред окружению.

Appropriate – цель должна быть уместной.

Recordable - цель должна быть записана.