"Английский с пелёнок", "Английский с рождения", Английский с мамой", "Раннее обучение с носителем" - каких только предложений учить язык как можно раньше не встретишь! Школы раннего развития, садики с воспитателем-носителем языка, няня-клубы, разговорные клубы для совсем маленьких и для ребят постарше - все предлагают начать изучать язык чуть ли не с пелёнок. Обилие информации в интернете и мода на раннее обучение подталкивают родителей к мысли начать обучение с самого раннего возраста. Так с какого же возраста ребёнку лучше начинать учить иностранный язык и стоит ли это делать?
Безусловно, чем младше ребёнок, тем лучше он усваивает информацию. Маленькие дети впитывают новое как губка. Если речь идёт об обучении c младенческого возраста, то тут необходимо упомянуть статистическое обучение (Statistical learning). В Википедии статистическое обучение описывается как способность людей извлекать статистические закономерности из мира вокруг них , чтобы собрать информацию об окружающей среде. Хотя статистическое обучение в настоящее время считается обобщенным механизмом обучения, феномен был впервые выявлен в человеческом младенческом усвоении родного языка. Ребёнок слышит вокруг себя огромное количество звуков, который служит для него источником информации о мире. Мозг постоянно обрабатывает эту информацию, чтобы на основе неё выделить важное и отсеять второстепенное. С помощью статистического обучения дети могут выделять границы между словами, анализируя и запоминая, какие слоги обычно встречаются вместе, а какие отдельно, что в дальнейшем помогает им различать, где закончилось одно слово и началось другое, то есть восприятию речи на слух.
Но проблема заключается в том, что это замечательное свойство работает только если у ребенка есть погружение в языковую среду и он постоянно слышит речь на этом языке: дома от папы или мамы, по телевизору, если родители читают книги и сами пытаются говорить. То есть статистическое обучение связано, в первую очередь, с обучением родному языку и иностранный язык в этом случае должен стать как родной. Но мало у кого из родителей найдутся возможности создать ребёнку языковую среду. И если базы для обучения у мозга нет, то это свойство не особо помогает.
То есть если ребёнок учит иностранный язык вне языковой среды, просто два раза в неделю посещая языковые курсы, то способность Statistical learning ему уже не пригодится.
И действительно, масштабные исследования в области Statistical Learning среди почти 2 тысяч каталонско-испанских билингвов показывают, что у маленьких детей, как это ни странно, нет какого-то особенного превосходства в изучении иностранного языка. Те, кто начал учить язык позже, выучил его быстрее, чем те, кто начал раньше.
В случае раннего обучения преимущество его может заключаться в том, что малышам хорошо дается неявное изучение: они слушают носителей языка и подражают им. Поэтому их речь звучит максимально приближенной к носителю, они говорят с минимальным акцентом.
То есть если мы говорим о произношении, то да, лучше начинать учить язык в раннем детстве. Но если нас интересуют другие важные аспекты языка, то тогда необходимо аналитическое мышление и созревшая лобная доля коры больших полушарий, отвечающая за принятие решений и умение писать и разговаривать
По моим собственным наблюдениям за 20-тилетнюю практику преподавания английского языка, самое лучшее время для того, чтобы начать учить язык с нуля — это 10−11 лет. Потому что это период идеального сочетания того, что у детей уже есть созревшая лобная кора, позволяющая им использовать аналитическое мышление, и у них ещё сохраняются фонетические способности, что позволяет поставить произношение. Если начать раньше, то они будут учиться очень медленно.
Я заметила, что у многих моих пятилеток отличное произношение, но они к 2-му классу, когда в школе начинают изучать язык, знают ровно столько же, сколько и дети, которые начали учиться… в 8-9 лет. Так, собственно, раньше и было в советских школах: мы начинали учить язык в 4-ом классе, в возрасте 10-11 лет. Если в группу, которая у меня занимается 2 года с 5-ти лет приходит 7-8-милетка, когда ученикам моей группы 7, то он, как правило, за месяц набирает языковой материал, который дети осваивали 2 года.
Конечно, языковые школы и курсы будут убеждать вас, что чем раньше, тем лучше, но чаще всего за подобными утверждениями кроется банальное желание заработать. Поэтому принимая решение, с какого возраста учить английский, в первую очередь исходите из желания ребёнка, его физических и психологических особенностей.