Найти тему
Бизнес. Психология. Деньги.

Почему не работает «Правило трех «Да». 6 приемов, как использовать его эффективнее

Довольно известный #психологический трюк, методы убеждения, техника продаж и переговоров - «Правило трех «Да».

Техника работает следующим образом. Вы задаете собеседнику первые два вопроса, на которые он дает положительный ответ. Соответственно, в разы повышается вероятность, что и на третий вопрос он вам ответит положительно. Вот в этот третий вопрос и стоит включать какую-то важную для вас просьбу, задание, дело, по которому вы хотите получить заветное «Да».

Человек расслабляется, он не пытается искать подвох, соответственно, ему легко и комфортно согласиться на ваше предложение. Есть еще точка зрения, что, когда мы даем утвердительные ответа, - выделяются так называемые гормоны счастья. Естественно, в таком состоянии риски противостояния или конфликта снижаются.

Вот бытовой пример.

- Мама, ты была рада, что я получил пятерки?

- Да, конечно.

- Мы пойдем с тобой в кино?

- Да, пойдем.

- Купишь в том торговом центре мне машинку?

- Куплю.

Вот пример из деловой жизни.

- Алексей Степанович, вам было приятно, что по итогам квартала нам дали премию как лучшему отделу?

- Да, разумеется.

- Хотите, чтобы и в этом квартале мы стали лучшими?

- Да, естественно.

-2

- Тогда уделите, пожалуйста, мне немного времени. Расскажу вам про новый проект, который точно нам поможет выделиться на фоне остальных, продемонстрирует нашу инновационность.

- Хорошо, рассказывай.

Пожалуй, только в учебниках все выглядит так гладко. Наблюдаю за подобными ситуациями в жизни или за учениками на тренингах: на практике люди сталкиваются с жестким отпором, неожиданными встречными вопросами, перехватом инициативы.

Вот типичные ошибки, почему этот прием не срабатывает:

1) Выстраивают нелогичную, непоследовательную цепочку.

Скачут с темы на тему, пытаются соединить вообще не связанные темы.

Например, начинают с погоды и хорошего настроения и сразу просят что-то подписать.

Или спрашивают про желание заработать больше и тут же подсовывают какую-то схему логистики.

Для собеседника это выглядит подозрительно, он воспринимает такой подход как манипуляцию и настораживается еще больше.

2) Идут от частного к общему.

Например, получают согласие по какой-то маленькой детали, и сразу предлагают перейти к контракту. Или сообщил о помытой тарелке и сразу выдает огромную просьбу.

-3

3) Несвоевременность.

Эту технику стоит применять в случае, когда собеседник настроен к вам нейтрально или положительно. Если у вас только что был спор, конфликт, то неуместно сразу перескакивать на этот прием

Ваш оппонент все еще настороженно относится к вам и вашим предложениям.

4) Сразу просить очень много.

Например, получили согласие на то, что неплохо бы для сотрудников организовать бесплатный кофе, и следующим шагом просите за счет компании организовать регулярную доставку еды.

Люди умеют считать и сравнивать. Попытки так грубо что-то получить только подрывают к вам доверие.

Это правило не настолько универсальное, посредством его использования невозможно получить вообще все. Скорее оно помогает создать мостик от положительного настроя к положительному шагу.

-4

Вот несколько базовых принципов, как использовать «Правило трех «Да», чтобы получать желаемый результат:

- Сами для себя определите – какой ответ хотите получить в результате этот диалога

- Ставьте себе реалистичную задачу

- Формулируйте мягко и корректно, избавьтесь от директивных ноток, излишнего напора

- Выстраивайте четкую логическую цепочку, не перескакивайте сразу с вкусного кофе на заказ оптовой партии кирпича

- Не делайте диалог похожим на анкетирование, как будто его проводит робот. Вставляйте междометия, придавайте словам эмоциональную окрашенность.

- Не используйте этот прием слишком часто. Помните, что это лишь одна из техник. Иначе собеседник начнет его быстро считывать и закроется от вас.

Друзья, используете ли вы этот прием? Как считаете, что помогает его результативности?