То, что каждый человек грешен – это абсолютная истина. Просто большинство людей об этом даже не задумываются и не чувствуют, но это не значит, что душевной болезни нет. Но чтобы вообще выздороветь, первым делом нужно знать диагноз. Потому что без установления диагноза невозможно вылечиться. Так и в душевной жизни. Человек должен обязательно знать, чем он болен, и причём так из книг каждый человек может узнать, что у нас семь-восемь основных болезней: гордость, зависть, сребролюбие, тщеславие, уныние, чревоугодие, блудность. Но человек может в себе чего-то и не видеть. Очень важно жизнь устроить так, чтобы увидеть в себе грех и ему противодействовать. Как противодействовать? Однажды Господь сказал: Сей же род – имеется в виду бесовский, а все страсти воспаляются в человеке от бесов – изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). То есть человек должен воздерживаться от проявлений этих страстей. Например, страсть осуждения. По крайней мере не высказывать вслух свой суд в отношении других людей. И молиться Богу об избавлении от этого греха. И если человек серьёзно и последовательно в этом упражняется, то постепенно страсть ослабляется, а потом становится небывшей. Что это значит? Некоторые думают так: пришёл на исповедь, сказал, а священник разрешительную молитву прочитал, и греха нет. Как же нет, когда ты сегодня же через 15 минут делаешь то же самое? Грех-то остался. Священник говорит: «Прощаю и разрешаю тебя от всех грехов», а Господь и не прощает, и не разрешает. Грех остаётся с тобой, как и был. А почему? А потому что нет покаяния. «Покаяние» в переводе на русский язык с греческого – это значит «изменение мысли». Человек должен полностью отторгнуться от греха. И вот когда это происходит в человеке, Господь это замечает и посылает благодать Божию, которая и уврачевает человека. Благодать Божия очищает его от всякия скверны. «Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша» – мы так молимся Царю Небесному, Духу Святому. И вот, если это происходит, тогда происходит очищение. Поэтому прощение грехов – это не что-то формальное, юридическое: «Ну, иди, я тебя прощаю», а это когда грех перестал быть в человеке, когда он ушёл. И когда грех уходит, то человек даже забывает о нём, как будто это не с ним было. Вот это покаяние, к этому нужно стремиться.
Протоиерей Димитрий Смирнов