Бывает, мы не можем сдержать #эмоции и начинаем спорить. Бывает, вступаем в #конфликт сознательно, чтобы отстаивать свои интересы.
Владение переговорными стилями, следование логике аргументирования, знание интересов оппонента, способность слушать и умение вовремя пресекать манипуляции, конечно же, помогают отстаивать свою позицию, получать желаемое.
Но взаимодействуют люди разных темпераментов и характеров. Есть взрывные, есть излишне подозрительные, есть обидчивые. #переговоры часто вести непросто.
Часто из-за неосторожно обороненного слова в топку отправляются договоренности, а симпатия сменяется враждебностью.
Вот несколько расхожих фраз. Мы бросаем их, не думая. Но именно они могут еще больше разжечь конфликт, распалить собеседника. Лучше этим фразам найти более нейтральные заменители.
1) Я тебя услышал
Звучит очень дежурно, не демонстрирует вовлеченность. Сразу воспринимается как «отвали, больше на эту тему говорить не хочу».
Чем заменить:
Здесь важно присоединиться эмоционально, показать, что вам небезразлично, что вы признаете его право на определенную точку зрения.
- Я тебя понял. Это обязательно нужно учесть
- Да, все это важно. Нужно обсуждать
2) Ты слишком завелся / эмоционально реагируешь
Это воспринимается как пренебрежение, как попытка приписать человеку истеричность, незрелость. И, самое плохое, это переход на личности – вы даете оценку личным качества человека.
Чем заменить:
Присоединиться эмоционально, но дать понять, что стоит переходить к логическим доводам, конструктиву.
- Я понимаю, что это для тебя важно. Предлагаю действовать поэтапно, сначала обсудить факты
- Я знаю, что это непросто. Давай сначала обсудим…
3) Это глупо / это несерьезно / это не так важно
Данный пункт пересекается с предыдущим. Здесь идет обесценивание какого-то факта, события, человек воспринимает это и на свой счет. Именно его страхи, вопросы, аргументы квалифицируются как несерьезные.
Чем заменить:
Здесь стоит сделать плавный переход на более значимые темы, не задевая чувств оппонента.
- Это событие лучше обсуждать вместе с другими фактами
- Вместе с этой проблемой нам еще стоит обсудить другие
4) Ты умный / опытный, а позволяешь себе такое
Также сюда можно отнести: ты же профессионал / давно в бизнесе / пережил такой-то опыт.
То есть человек вспыхивает от того, что его завуалированно назвали дураком, его поступки расценивают как что-то совсем несерьезное, детское, глупое. Возможно, подчеркнули, что не такой-то уж он опытный, мудрый, профессионал и т.д.
Чем заменить:
Лучше перевести его опыт в какой-то сфере в преимущество, стимулировать его на то, чтобы он активнее подумал над вариантами.
- Здесь полезен твой управленческий опыт. С этой позиции как бы ты рассудил ситуацию?
- В данном случае очень хочется обратиться к твоему инженерному опыту
5) Ты не прав / ты ошибся
Когда прямо указываешь человеку на неправоту, то какую реакцию рассчитываешь получить?
Мало кто готов к критике. А что уж говорить о напряженных ситуациях, к которым как раз и относятся переговоры или просто спор.
Чем заменить:
Здесь можно дать понять, что вы не согласны, но готовы к обсуждению. Либо немного отойти в сторону от явного конфликта, на какой-то срок отложить обсуждение именно этого вопроса.
- Я не совсем согласен с этим мнением. Давай лучше найдем общее, от чего можно оттолкнуться
- Интересная позиция. Надо все обсудить.
В общем, аккуратнее выбирайте слова, действуйте деликатнее. При этом, не забывайте свою линию и свои интересы.
Друзья, а вы какие фразы считаете самыми разрушительными в спорах, на переговорах?