Древний инструмент, транслирующий музыку высоких сфер, разливающий звуки из параллельных миров. Серебряный голос наших предков. Не зря, музыкантов, владеющих им, считали кудесниками, волшебниками, а сам инструмент жгли на кострах. Конечно, это – русские гусли.
Мне посчастливилось этим летом познакомиться с уникальным человеком, способным не только играть на гуслях, но создавать красивую музыку, а также сами инструменты. Знакомьтесь – Кирилл Богомилов и интервью с ним.
- Начну с того, что сегодня, очевидно, наблюдается кризис как в музыкальном, так и в исполнительском творчестве. И все из-за того, что материальные ценности превалируют в обществе и более того: они повсеместно навязываются, равно как и западные. Таким образом, свободное от золотого тельца созидание подчас уходит на второй план, ведь музыканту нужно хоть как-то существовать в этом мире. Такой кризис, на мой взгляд, существовал и раньше. Большинству музыкантов, композиторов, художников приходилось помимо художественной составляющей, искать способ для заработка. А для творчества оставалось не так много свободного времени. Но именно оно делает наш мир прекраснее. И именно по этой причине сохраняется на века в памяти людей.
Сегодня гусли востребованы?
- Безусловно. Гусли нравятся всем. Их звонкие струны словно пробуждают генетическую память, память предков. И я много сил прикладываю, чтобы донести до людей красоту нашего народного инструмента из сказок и русского эпоса. Как композитор, мульти-инструменталист и гусляр я создаю эпическую музыку на шлемовидных гуслях, славянских флейтах и других русских этнических инструментах. Гусельная музыка создана для души, она живет в наших генах – эпическая, добрая, говорящая, обладающая живым собственным неповторимым колоритом. Я помню, что еще в далеком СССР так не хватало настоящей, глубокой эпической музыки, богатырской. Я искал её, многое находил в фильмах Птушко, Роу, в произведениях П.И. Чайковского. Но найденного было досадно мало в те времена...
Уже много лет спустя, я начал сочинять музыку сам, черпая из наших истоков. Поскольку вырос на русских народных сказках, и наш народный эпос глубоко запал мне в душу. Я долго не мог найти родной для себя инструмент, хотя с пяти лет занимался на скрипке, потом фортепиано, аккордеон. Но все эти инструменты не позволяли мне выразить, то, что звучало в душе и лишь став взрослым, я пришел к гуслям. Воистину, это былинный, эпический инструмент, как никакой другой отражающий всю глубину нашей русской культуры. И такая музыка даёт пищу для души и ума, она говорящая… К счастью, гусельная музыка, действительно, становится всё популярней сегодня.
- Инструменты сами делаете?
- Несколько лет назад я создал этно-мастерскую и студию «Кантелеонъ», и сегодня мы не только выпускаем музыку на гуслях, но, в сотрудничестве с замечательными мастерами, изготавливаем и сами гусли различных типов с красивым глубоким звучанием. А в свободное время я обучаю игре на гуслях на тех самых инструментах, которые изготавливают наши мастера. Приходится много экспериментировать, ведь создание инструмента это довольно сложный и долгий процесс, И такой инструмент, как вы понимаете, сегодня не купить в обычных музыкальных магазинах. Также сложно найти мастера, который изготовит гусли по всем правилам. Мы решили всем этим заниматься в комплексе, создавать гусли, обучать игре на них, писать музыку, импровизировать и развивать наши славянские традиции.
- Кирилл, вы о них, как о живых говорите…
- А они и правда, живые. Гусли - это очень тонкие сферы. Здесь нет «посредников» - клавиш, как например на фортепиано, мы касаемся живых струн и они начинают звучать как струны души: словно нити судеб струны гуслей ткут невидимую ткань бытия…В древности струна называлась «гусла», отсюда и название инструмента - гусли. Начиная с 12 века, этот инструмент не раз попадал под репрессии. Так, в годы правления династии Романовых - царь Алексей Тишайший приказал жечь гусли и дудки возами.
Гусли были запрещены, поскольку инструмент был объявлен бесовским и магическим за его сильное благотворное воздействие на людей, а также за связь с языческими корнями, откуда, собственно и пошла вся наша русская музыка, и это не секрет. В удаленных уголках Руси, куда не доходила инквизиция, традиции все же сохранялись. Сохранились гусли не только на Руси, но также у финнов, молдаван, белорусов, балтов и многих других народов.
Чем музыка гуслей так уникальна?
- Музыка на гуслях пришла из народного эпоса в виде былин, старин, сказаний и поэтому народ ее слушает, формируя ее направление. Кантелеонъ – наш музыкальный проект, объединяет в себе разные настроения, музыкальные мотивы и выражения. И соединяет их удивительный музыкальный инструмент - шлемовидные гусли. С его помощью передается многообразная палитра звуков, словно приходящих к нам из вечности. Был такой гусляр – Садко, о нем знают даже дети. У Константина Бальмонта есть стихотворение, ему посвящённое:
Был Садко молодец, молодой Гусляр,
Как начнет играть, пляшет млад и стар.
Как начнут у него гусли звончаты петь,
Тут выкладывать медь, серебром греметь.
«Выкладывать медь, серебром греметь», - это очень точное определение. Первые былины, исполняемые на гуслях, посвящались былинным русским богатырям и их подвигам. Это и сказки, и наш русский народный эпос, и все это передавалось из уст в уста. Сами сказки или сказы в те далекие времена были наставлением старшего поколения – младшему и со временем, при пересказе становились сказками. В моем творчестве я стараюсь обращаться как к сказочной тематике, так и к народному эпосу.
- Из какого дерева ваши мастера делают гусли?
- Традиционно гусли делали из клёна, его называют явор, с ударением на первом слоге, отсюда пошло название гусли яровчатые. Каждый мастер изготавливал инструмент из того материала, который у него на тот момент имелся под рукой. Главное – чтобы он был, как можно старее, если это дерево, берёзка какая-нибудь старинная, доски от пола, деревянные пологи. Чем старее дерево, тем глубже звук. В наших гуслях мы используем как резонансную ель, так клен, бук и другие породы дерева. Археологически находки подтверждают, что гусли в древности были очень разнообразные, шлемовидные, крыловидные, с резонаторами…
Хочу заметить, что Моцарт ведь тоже играл на гуслях, только с клавишами. В то время происходила своего рода музыкальная революция в мире музыки, когда ко всем щипковым и струнным инструментам приделали клавиши, к барочным флейтам приделали кнопочки, а музыкальную грамоту поместили в такты с определенными правилами. Такой подход, с одной стороны был вызван необходимостью стандартизировать, облегчить возможность исполнения музыки по всему миру. Но с другой стороны, такая оптимизация в мире музыки лишила многообразия и индивидуальности у инструментов. Гусли - особый, сакральный инструмент, у каждого из них своя душа, свой тон, звучание, характер, внутренняя обертоника, свой внутренний мир. Как нет одинаковых скрипок Страдивари, так и нет близнецов-гуслей. Поэтому приходя к нам, каждый человек обретает свой, только ему подходящий инструмент, который будет вместе с ним расти и развиваться.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал! И будет Вам весело и радостно!