Специалисты белорусской компании «А-100» (сеть АЗС) недавно закончили восстановление старого самосвала МАЗ-205. Этот грузовик был выпущен на Минском автомобильном заводе еще в далеком 1960-м году. Руководство «А-100» не стало делиться информацией, как и при каких обстоятельствах этот ретрогрузовик попал к ним в руки, но известно лишь то, что этот старый труженик советских стройплощадок работал на севере СССР и оттуда был доставлен в Минск в ноябре прошлого года.
«Серийные самосвалы МАЗ-205, как правило, окрашивали в два цвета: зеленый (основной), и оранжевый (опционально для северных регионов СССР)», – отметил начальник транспортной службы «А-100» и руководитель группы реставраторов Сергей Талай. На протяжении последних шести лет он со своими коллегами занимается реставрацией ретро техники для корпоративной музейной площадки. Восстановление МАЗ-205 стало для них уже 4-м проектом.
Когда минские мастера получили этот автомобиль, то состояние ветерана, как и положено машинам почтенного возраста, было не совсем удовлетворительным, но он всё же имел часть тех узлов и агрегатов, которыми его оснастили ещё 60 лет назад.
Шеститонный самосвал МАЗ 205 с прямоборным кузовом выпускался на Минском автозаводе с 1947 по 1965 годы. Он оснащался 4-х цилиндровым, двухтактным дизельным двигателем ЯМЗ-204 А мощностью 120 л.с.. Мотор агрегатировался с пятиступенчатой механической коробкой передач ярославского завода. Грузовик имел колёсную базу 3800 мм и пневматический привод тормозов. Полная масса самосвала составляла 12,8 тонны. Максимальная скорость транспортного средства достигала 50 км/час.
По прибытии старого самосвала на родину, инженеры транспортной службы «А-100» провели автомобилю подробную техническую экспертизу и составили полный комплекс восстановительных работ. Основная цель, которую ставили перед собой специалисты, была добиться максимального соответствия восстанавливаемого грузовика оригинальной конструкторской документации, а также техническим требованиям и нормам по покраске узлов и деталей, которые действовали ещё в далеком 1960 году.
Для этого, разумеется, нужны были заводские чертежи. Реставраторы съездили на предприятие, но документации на МАЗе уже не оказалось. Позже она нашлась в фондах Национального технического архива. Процессу достижения исторической правды также помогли многочисленные фотографии тех далеких лет, найденные в заводском музее автозавода и у частных коллекционеров.
Конечно, приоритет в процессе реставрации всегда отдают восстановлению старых или приобретению оригинальных узлов и агрегатов. Подлинная деталь, изготовленная по тогдашней технологии на оборудовании тех лет в условиях серийного производства, всегда предпочтительней. Но некоторые элементы, ввиду их отсутствия, приходится изготавливать на современном производстве.
Вначале ретромобиль был полностью разобран. На протяжении длительного периода времени восстанавливали раму машины, она была сильно повреждена коррозией. Пришлось заваривать трещины и тщательно убирать всю ржавчину.
Прежний двигатель плохо заводился, работал не устойчиво и не развивал достаточную мощность. Имелись многочисленные подтеки и другие сложности. Пришлось мотору сделать замену по позиции, благо реставраторы смогли отыскать аналогичный агрегат ЯМЗ-204А. Он находился в исправном состоянии и даже прошел ТО.
Потом занялись кузовом. Платформу решили не восстанавливать, из-за ее неудовлетворительно состояния, и попросту заменить ее новоделом. Новый кузов изготовили по старым заводским чертежам на одном из минских предприятий, занимающимся металлообработкой.
«Основу кабины машины составляет деревянный каркас, на который с помощью саморезов крепится жестяная обшивка», – объяснял руководитель реставрационной группы. Но деревянная основа кабины полностью сгнила, и вместо нее в мастерской сделали новую.
Пришлось менять и оперения, тут помогли мастера-жестянщики из того же предприятия, которое изготавливало кузов. Капот у грузовика оригинальный, он был полностью восстановлен. Постепенно реставраторы смогли собрать всю кабину грузовика воедино.
Что еще было сделано? Был заменен подрамник, также пришлось заменить руль. Оставили прежнюю приборную панель. Ее полностью реставрировали, включая все, установленные в ней приборы. Большинство из них сохранились еще с первой сборки.
«Многие элементы заменялись и реставрировались еще до нас. Поэтому мы решили их сохранить в процессе восстановления автомобиля», – поведал начальник транспортной службы АЗС «А-100». «В их числе педали, подножки, сидения водителя и пассажира. Их восстановили прежние владельцы и им не требовался ремонт», добавил С. Талай.
Основные агрегаты трансмиссии МАЗа: мосты, раздаточная коробка были также в хорошем состоянии. После контроля и замены изношенных сальниковых уплотнений, агрегаты были полностью отрегулированы и испытаны на специальном стендовом оборудовании.
Оригинальные топливные баки, которые устанавливали на старые МАЗы были найдены у дачников, которые использовали их как ёмкости для накопления воды. После уговоров и предложенной компенсации баки снова начали использоваться по прямому назначению.
От первоначальной комплектации самосвала сохранились диски колес, а вот найти родную резину не получилось. Поэтому грузовик пришлось «обувать» в современные шины от ОАО «Белшина».
Окончательная сборка длилась недолго. Ведь конструкция МАЗ-205 гораздо проще, чем у выпускаемых в настоящее время технически насыщенных грузовых автомобилей. После сборки самосвал вновь покрасили в оранжевый цвет. После полной реставрации строительная машина находится в хорошем техническом состоянии и даже может самостоятельно передвигаться.
...И вот, наконец, наступил самый торжественный момент! Сначала где-то в глубине ангара раздался уже знакомый мне рык, потом в проеме открытых ворот на свет показалось нечто массивное, но очень напоминающее мой детский капотный грузовичок. А мне все еще не верилось, что я присутствую при парадном выезде автомобиля-ветерана, который уже начал отсчитывать уже свой седьмой десяток.
Приятно, что все работники ГК «А-100» были увлечены общей идеей и приложили все усилия для восстановления автомобиля в его первозданном виде. В настоящее время самосвал располагается в закрытом помещении корпоративного музея рядом с заправочной станцией А-100 на Боровой. Таким образом, ветеран МАЗ-205 стал вторым историческим экспонатом и вместе с полноприводным грузовиком МАЗ-502А, представляют историю белорусского автопрома в автомобильной экспозиции ГК «А-100».
Автор: mnogotonn
Фото Ю. Влодавского и С. Талая ГК «А-100».