Споттинг (от англ. spot — «увидеть», «опознать») — вид увлечения, заключающийся в наблюдении за самолётами и ведении их учёта. Часто сопровождается съёмкой. В узком значении разведка и выслеживание крупных средств передвижения (https://ru.wikipedia.org/wiki/Споттинг).
До этого дня я и не подозревал, что существует такой вид увлечения: авиаспоттинг. За свою долгую журналистскую биографию какие только объекты не снимал и не описывал. Но со споттингом никогда не имел дело. Здесь описывать-то нечего: сделал себе табличку-щаблон и вписываешь туда данные о самолете: номер, тип, когда построен, кто владеет и пр. ерунда. Да и гадать-окотиться не надо кто идет на посадку и наоборот. Устанавливаешь приложение на смартфон или заходишь на сайт, который отслеживает все самолеты планеты. Там и описание есть. Остается только выбрать точку съемки и в нужное время направить объектив куда надо и выпустить затвором "пулеметную очередь". Здесь тоже электроника за тебя все сделает.
Существуют, как оказалось, свои правила съемки: при посадке и взлете, что должно быть обязательно видно на кадре. Наука нехитрая, но проблема как раз в выборе времени и точки съемки. Как чайник-споттер я рассуждаю так: обязанности организаторов авиаспоттинга в том-то и заключается, чтобы прописать сценарий с указанием точного времени (как вы поняли, это может делать и сам споттер), полосы взлета и посадки, наиболее выгодные точки съемки с учетом положения солнца, облачности, попадания в объективы секретных объектов и прочее. Паузы между полетами заполнить съемками других, массы интересных, объектов аэрокомплекса, предусмотреть места отдыха, чтобы споттеры высунув языки в жару и холод не бегали за удачными кадрами: современные самолеты - не "кукурузники", при всем желании за ними не угонишься. И растет раздражение и досада за упущенные кадры, что работает уже против организаторов.
Можно эти паузы сделать тематическими, чтобы споттеры получали доступ к тем объектам, что простому смертному и не приснится. Давать хотя бы какие-то краткие справки. Иначе говоря, чтобы споттинг не превратился в индивидуальную стихийную охоту за красивыми кадрами, а хотя бы приблизился к пиар-замыслу организаторов. Иначе какой смысл проводить споттинги с сотнями кадров-близнецов? Понятно, что каждый фотограф видит и фиксирует по-своему, но все равно в пределах созданных технических условий.
Я-то чайник, но бывалые споттеры жаловались на отсутствие именно сценария съемок, выбор очень неудобных точек, не было где укрыться от палящих лучей солнца. В общем, если хочешь поймать свой кадр, набери спринтерскую скорость и поймай "Тигра" в полете - примерно так мы и работали.
Я посмотрел работы своих коллег, которые выложили в сеть массу профессиональных снимков с Международного сочинского аэропорта. Но хаотичное однообразие присутствует. Единственное достоинство авиаспоттинга - получить пропуск и попасть на закрытый для зевак аэродром. Чайнику - это интересно, а видавшему виды споттеру?
Сомневаюсь.