(Исаия 11; 12)
Пророчество мрака и обречённости в начале этого раздела сменяется пророчеством надежды для Божьего народа. Обещание остатка давало уверенность в том, что Господь не оставит их.
ПОЯВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЯ (11:1–9)
Источником надежды и ободрения сломленного народа Божьего был удивительный правитель, описание которого мы находим в последующих стихах. Это описание напрямую связано с мессианским обетованием. То, что говорит пророк о Его личности и Его правлении, показывает, что речь идёт не об обычном земном правителе.
«И произойдёт отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастёт от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьёт нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдер Его — истина» (11:1-5).
Во-первых, пророк говорит: «И произойдёт отрасль от корня Иессеева» (ст. 1). Мы бы, наверное, скорее ожидали, что таким «корнем» будет сам Давид, а не его отец, Иессей. Однако цель этой ссылки — указать, возможно, даже не на другого царя в роду Давида, а на другого «Давида». «Отрасль» от его корней указывает на Того, Кто является корнем и для самого Иессея, — на Мессию. Выражение «Дух Господень» (ст. 2) встречается в четырёх стихах книги пророка Исаии (11:2; 40:13; 61:1; 63:14). Просто «Дух» упоминается ещё в восьми стихах. Это ссылка на Святого Духа, сошедшего на Иисуса при Его крещении (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32). Из последующего описания становится ясно, что описываемая личность обладает способностями, превосходящими человеческие.
Среди других качеств этот обещанный правитель будет иметь «дух премудрости и разума». Моисей велел Израилю: «Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими» (Втор. 1:13). Мотьер отмечает, что «когда эти два слова идут рядом, то “премудрость” является более общей характеристикой, тогда как под “разумением” понимается более конкретно способность видеть суть вещей; первое есть резервуар, второе — разумно направленный изливающийся поток».
Правитель будет также иметь «дух совета и крепости». Эти же слова (в переводе «совет и сила») появляются снова в 36:5, где рабсак, командующий ассирийской армией, язвит по поводу того, что Езекия якобы не имеет этих качеств. По всей видимости, ассирийский военачальник под этими словами подразумевал способность выработать правильный курс действий и силу осуществить его.
Следующее качество — «дух ведения и благочестия». «Ведение» — это правильное понимание истины. Оно означает правильные взаимоотношения с Богом. «Благочестие», иначе «страх Господень», — это надлежащий дух почитания Господа. Истинное ведение проявляется в таком образе жизни, когда почитание Бога ставится во главу угла. Соломон сказал, что «начало мудрости — страх Господень» (Прит. 1:7).
В стихе 3 говорится: «страхом Господним исполнится». Согласно Брайли, «выражение “бояться Бога” синонимично выражениям “доверять Ему” (см. Пс. 30:20; 32:18; 146:11), “жить достойно перед Ним” (см. Втор. 6:2; Пс. 33:12–15) и “поклоняться Ему” (см. 4 Цар. 17:28; Ис. 29:13)».
Описание обещанного правителя продолжается в стихе 4: «Он будет судить… по правде и… решать по истине». «Бедные» и «страдальцы» могут найти утешение в том факте, что есть Один, кто справедлив во всех Своих решениях и Своих делах с человечеством. Ведущих себя нечестиво должно унять осознание того, что «все мы предстанем на суд Христов» и «каждый из нас за себя даст отчёт Богу» (Рим. 14:10, 12).
Как бы подводя итог всем добродетелям Обетованного, Исаия говорит, что поясом Ему будут «правда» и «истина» (ст. 5). «Правда», то есть «праведность», означает, что человек поступает правильно в любых обстоятельствах. «Истина» означает, что человек надёжен и правдив. Эти характеристики, сходясь в Мессии, в любой ситуации являют нам Личность цельную и совершенную.
«Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицей, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норой аспида, и дитя протянет руку свою к гнезду змеи. "Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей". Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (11:6-9).
Животные, названные в стихах 6–8, в естественной среде имеют отношения хищника/жертвы. Исаия использует их для иллюстрации урока о том, что в царстве Мессии между творением и Творцом будет восстановлен подлинный мир.
Причина такого мира — в том, что «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (ст. 9). Ведать, знать Господа — значит иметь с Ним тесные личные взаимоотношения.
ПРАВИТЕЛЬ И ОСТАТОК (11:10–16)
«И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет как знамя для народов, обратятся язычники — и покой его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, который останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберёт изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовёт от четырёх концов земли. И прекратится зависть Ефрема, и враждующие против Иуды будут истреблены. Ефрем не будет завидовать Иуде, и Иуда не будет притеснять Ефрема. И полетят на плечи филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Эдома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им. И иссушит Господь залив моря Египетского, и прострёт руку Свою на реку в сильном ветре Своём, и разобьёт её на семь ручьёв, так что в сандалиях смогут переходить её. Тогда для остатка народа Его, который останется у Ассура, будет большая дорога, как это было для Израиля, когда он выходил из земли египетской» (11:10-16).
Слово «знамя» (ст. 10) можно также перевести как «символ», «эмблема», «знак». Этот правитель будет стоять как знак, подаваемый народам. «Покой его будет слава». Павел указывал, что этот «покой» был обещан не только одному Израилю, но также и язычникам (см. Рим. 15:9–12).
Слово «знамя» (евр. нес) снова появляется в стихе 12. Бог обещает, что «соберёт изгнанников Израиля» и «созовёт» «рассеянных иудеев». Израиль был угнан в плен в 722 г., а Иудея — в 587(6) г. до н.э.; но Господь всё же обещает вернуть остаток «от четырёх концов земли». Остатки колен уже не будут больше бороться друг с другом, а объединят силы, чтобы победить своего общего врага (ст. 13, 14) . Позже даётся понять, что не физическая война имеется здесь в виду, что пророк говорит о духовной брани. Возглавит её «корень Иессеев». Эта великая победа будет похожа на избавление Израиля из Египта (ст. 15, 16).
«Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего», — заявляет Исаия (ст. 11). Первое избавление Богом Своего народа относится к возвращению иудеев под предводительством Зоровавеля (см. Езд. 1—3) или к избавлению из Египта, о чём упоминается в стихе 16. «Снова» будет тогда, когда народы придут к Мессии — не только народ израильский, но также и язычники. Это представлено как возвращение остатка и истребление всех противников Божьих.
ГИМН БЛАГОДАРЕНИЯ ЗА ЭММАНУИЛА (12:1–6)
Эта часть пророчества Исаии, как и положено, оканчивается гимном хвалы Господу, в котором перечисляются причины для благодарения. Мотьер считает, что эта песнь тематически и эмоционально связана с главой 6, так что вместе эти две песни из глав 6 и 12 образуют пролог и эпилог целого раздела.
«И скажешь в тот день: "Славлю Тебя, Господи! Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение моё: уповаю на Него и не боюсь, ибо Господь — сила моя, и пение моё — Господь; и Он был мне во спасение". И в радости будете черпать воду из источников спасения и скажете в тот день: "Славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он сотворил великое, — да знают это по всей земле". Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев» (12:1-6).
Всё время повторяющаяся фраза «[и будет] в тот день» (ст. 1) имеет противоположную тональность по сравнению с той, что мы находим в 2:20; 3:18; 4:1; 7:18. В тех стихах наступающий день был исполнен страха и ужаса, но здесь, как и в 4:2; 10:20 и 11:10, это день радости. Причина для радости есть: «Ты… отвратил гнев Твой и утешил меня». «Славлю Тебя» — естественное проявление получившего прощение и утешенного Господом.
«Вот, Бог — спасение моё, — продолжает пророк, — …Господь — сила моя» (ст. 2). Бог не просто даёт спасение и силу; Он Сам есть наше спасение и сила. Появляющееся в начале и в конце этого предложения слово «спасение» как бы образует скобки, внутри которых — свойства, характерные для спасённых: «уповаю», «не боюсь» и «сила моя и пение моё».
А потому, добавляет пророк, «в радости будете черпать воду из источников спасения» (ст. 3). Вода — прекрасный образ спасения для живущих в такой засушливой и безводной земле, как Палестина. У иудеев времени Иисуса был особый ритуал на основе этого стиха. Во время праздника кущей они устраивали шествие к купальне Силоам, где наполняли золотой кувшин водой. На обратном пути к храму они распевали этот стих. Затем они выливали воду у жертвенника как образ их спасения.
В стихе 4 говорится: «Возвещайте в народах дела Его». Этими же словами начинается псалом 104, в котором восхваляются замечательные дела Господни для Израиля. Как Израиль имел одну высшую задачу, так и церковь имеет одну высшую задачу — побуждать людей славить имя Господне за то, что Он сделал и продолжает делать для нас. Воистину «велико имя Его».
Восхваление продолжается и в стихе 5: «Он сотворил великое, — да знают это по всей земле». «Вот содержание истинной миссионерской проповеди, — сказал как-то Эдвард Янг, — это великие дела Яхве».
В стихе 6 читаем: «Веселись и радуйся… ибо велик посреди тебя Святой Израилев». Первые два стиха, содержащие ссылку на «Святого Израилева» в пророчестве Исаии, обвиняют Израиль в том, что он презирал Его (1:4; 5:24). Здесь же и в 10:20, наоборот, остаток изображён уповающим на Него и славящим Его за то, что Он их Спаситель. Человечество должно верить в «Святого» Бога. Им не поманипулируешь, как языческим идолом. Он не безличная сила, равнодушная к реалиям жизни.
Таким образом, Исаия предвидит четыре типа реакции искупленных на Мессию. Они будут (1) благодарить Господа за спасение от грехов, (2) уповать на (верить в) Него, (3) радоваться в Нём и (4) возвещать в народах Его великие дела спасения.
ПРИЗНАКИ МЕССИИ
Складывается такое впечатление, что повествование в книге Исаии всё время качается взад-вперёд от возвещений суда к пророчествам надежды. Описав, как Бог использовал и разрушил Ассирию, пророк обращается к описанию времени Мессии, давая картину надежды для Его избранного народа, которая простирается дальше ближайшего будущего.
Исаия говорит, что от корня Иессея произойдёт отрасль. Из рода Давида придёт Мессия, который принесёт с Собой новый день — день, когда не будет ни вражды, ни брани.
Даётся прекрасное описание прихода Мессии. Какие же должны были быть признаки Мессии?
Его руководство: Дух Господень будет на Нём. Он будет водим Духом Божьим и потому будет иметь «дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (ст. 2). Всякий, кто водится Духом Божьим, водится Божьей волей. С таким руководством Мессия может осуществить все планы Яхве.
Его отношение: Он будет черпать радость в благочестии. С радостью и восторгом Он отдаст Себя на служение Богу. В Нём не будет бунтарского духа; Он будет иметь одни мысли с Богом и не будет таить несогласия и противления божественной воле.
Его суждения: все Его суждения будут идти от истины и праведности. Его решения будут духовно взвешенными — сделанными на основании того, что правильно, достойно и истинно. Он будет судить не по тому, что могут видеть глаза или слышать уши. Согласно описанию Исаии, «правда»/праведность и «истина»/верность будут Его самыми главными предметами одежды: «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бёдер Его — истина» (ст. 5).
По совершенству Своей личности Он принесёт с Собой эру мира и истины. Бедных, наконец, будут судить праведно и к страдальцам относиться справедливо. Нечестивым будет оказано противодействие, что позволит править миру.
Грядущая перемена будет такой заметной и яркой, что её можно описать только образами, представленными в следующем разделе (ст. 6–9). Эта пророческая иллюстрация изображает жизнь тварного мира в умиротворённой гармонии.
МИР ЧЕРЕЗ ЕВАНГЕЛИЕ
Прочтите ещё раз это чудесное место из книги Исаии, 11:6–11, и подумайте о фактической реализации предложенного описания. Красивым, ярким языком Исаия изображает грядущее правление евангелия. Там, где оно появится, оно принесёт небесный мир.
Мы ошибаемся, когда воспринимаем такой образный язык буквально; Исаия никогда не имел этого в виду. С помощью поэтического описания он рисовал мир и гармонию, которые произойдут от правления евангелия. Он хотел, чтобы мы увидели те резкие изменения, которые принесёт с собой правление Мессии. Мы видим эти изменения, когда ранее враждовавшие между собой люди становятся христианами и начинают искать мира со всеми, когда семьи, отличавшиеся бурными разборками, превращаются в прибежища любви, когда преступники, покорившиеся Христу, становятся проповедниками евангелия. Мы видим действие, оказываемое евангелием в век, для которого в общем характерна забота о других, прощение и надежда.
РАДОСТЬ В БОГЕ
Сразу после пророчества о восстановлении остатка Исаия начинает радостную песнь благодарения. Он рисует Иудею купающейся в благословениях, которые принесло восстановление.
Посмотрите на их повод для радости и подумайте о том, что Бог сделал для вас.
Он наше спасение. Хотя ассирийцы подступали уже к пределам страны и следовало ждать полного разрушения, была надежда на восстановление остатка. Бог избавит и сохранит этот остаток.
В песне Исаии Иудея говорит: «Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него и не боюсь» (ст. 1; 2). За страданием маячило Божье спасение. «Спасение» в Ветхом Завете необязательно означает прощение грехов; иногда оно означает избавление от какой-нибудь ужасной судьбы. В данном случае оно означает избавление от вавилонского плена.
Как и Исаия, мы можем радоваться дарованному Богом спасению. Он послал Иисуса, чтобы Тот стал нашим Спасителем. Таким образом, Новый Завет говорит и о Боге и об Иисусе как о наших Спасителях. (См. Тит. 2).
Он наша сила. За избавлением мы видим постоянную поддержку, которую оказывает нам Бог. «Ибо Господь — сила моя» (ст. 2). Его люди могут ежедневно черпать из источника божественной энергии, текущего из того, что Бог сделал для них. «И в радости будете черпать воду из источников спасения» (ст. 3). Бог живёт в нас и среди нас, обеспечивая всем необходимым для духовной жизни. Мы постоянно чувствуем силу Его мышцы. Мы можем быть уверены, что Его источник, обеспечивающий наши насущные нужды, никогда не иссякнет (Фил. 4:19).
Он наше пение. Получившие избавление и поддержку люди могли сказать: «ибо Господь — сила моя, и пение моё — Господь» (ст. 2). Если Господь наше спасение и наша сила, мы воспоём песнь, гимн благодарения (ст. 4). Эта песнь — о делах Господних: «Славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он сотворил великое, — да знают это по всей земле» (ст. 5).
Имеющие Божье спасение и Божью силу хотят петь о Его благодати — не только на своих собраниях, но и перед всей землёй. Их пение будет не вялым восхвалением неблагодарных душ — они будут «веселиться и радоваться» (ст. 6), потому что среди них есть «Святой Израилев», который воистину велик.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻