Нет, здесь речь не пойдёт о злосчастных пирожках, которые на радостях от вновь приобретённой гитары, купил в начале 1980-х Цой у Парка победы. А затем, как известно, отравился. Издержки советской гастрономии. Речь о другом, но близком. «Гастрит» – это неофициальное (народное) название кафе на Невском проспекте, 45, на углу с легендарной улицей Рубинштейна. «Гастрит» находился в двух шагах от «Сайгона». Это кафе существовало с незапамятных времён и всё позднесоветское время вплоть до конца 80-х.
Название говорит само за себя. Меню незатейливое, - котлеты, сосиски, тушёная капуста, - но которое вызывало в организме гастрономический, а возможно и культурный, протест. Иными словами, желудок не приветствовал рацион сего кафетерия. Свидетель того времени, как сказано в интернете «тусовщик», Сергей Васильев вспоминает: «На углу Невского и Рубинштейна находился так называемый «Гастрит» — суровая точка быстрого питания, где рядом с сайгоновскими завсегдатаями котлеты со шматком капусты поедали бедные питерские люди». Кафе в своё время славилось ноу-хау советского времени – своеобразными вендинговыми автоматами по продаже бутербродов. Неслыханная техническая дерзость. Но во времена Цоя автоматов этих уже не было. А была стойка-раздача и круглые столы, за которыми приходилось стоять.
Алкоголь здесь не продавали. Зато в избытке его продавали в округе. Иными словами, это было дешёвое кафе-столовая, где можно было перекусить и дальше бежать по своим делам. Этакий прообраз фастфуда. По иронии судьбы, сегодня историческая преемственность сохранилась – в стенах бывшего «Гастрита» теперь господствует великий и беспощадный Макдоналдс. Тоже, своего рода, «Гастрит». Макдоналдс в точности повторяет по площади и планировке то старое советское кафе. Ну, разве что столики иначе расположены и за ними можно сидеть.
Что касается меню, то это было недосягаемая для многих по стоимости солянка, «лучшая в городе», более демократичные треска по-польски, сосиски с квашеной капустой или пюре. Обычное меню столовой.
Публика была разношёрстной: от бомжей до «приличных» господ-инженеров, пришедших откушать солянку. Между столов постоянно фланировала женщина-уборщица с металлической громыхающей тележкой для грязной посуды. Наверняка, ворчала. В интернете, в группе «Сайгон», есть интересное воспоминание Нонны Цай: «<…> Грязную посуду со столов собирала горластая тетка с тележкой. До сих пор перед глазами «картина маслом»: Шинкарев-младший «стопит» даму с тележкой и с подноса лакомится «ништяками», выуживая двумя пальцами из недоеденной солянки то ли ломтик лимона, то ли маслину… Хотя, какие малины в то время?... культовое место было, хоть и общепит».
На раздаче работала культовая тусовочная девушка Рута, которая участвовала в фильме «Йа-Хха». Её судьба сложилась трагически. Впрочем, как и многих завсегдатаев «Сайгона» и «Гастрита».
Но вернёмся к Цою. Наверняка известно, что Виктор здесь бывал и не раз. Рядом рок-клуб, Сайгон… Угол Невского и Рубинштейна – место весьма удобное для встреч и трапезы.
Писатель Даниэль Орлов, вспоминая о знакомстве с Цоем, говорил, что «я его (Цоя – прим. авт.) до того в «гастрите» видел, за одним столиком сосиски ели с пюре…» С уверенностью можно сказать, что в «Гастрите» в разное время бывал весь рок-клуб. А где ещё можно было утолить голод? Сосиски с пюре в «Гастрите», кофе в «Сайгоне» - и дальше в историю. Только тогда про «историю» вряд ли, кто задумывался.
Кто знает, сегодня, в очереди за Биг-маком в Макдоналдсе на углу Рубинштейна и Невского, может, тоже стоят поэты, музыканты и просто яркие люди? Как тогда, когда, зайдя в грязную столовую, можно было за одним столиком трапезничать с Виктором Цоем. Ты ел солянку, а рядом какой-то парень - сосиски с пюре.
#цой жив # ленинградские адреса цоя #группа "кино" #андеграунд 1980-х # цой в наших сердцах #цой в питере #цой и друзья #цой и рок-клуб #все адреса цоя