Найти тему
НУАР-NOIR

В недрах палпа диких желаний

О тысяче иллюстраций Нормана Сондерса

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Дорогие друзья, мы вновь возвращаемся к проблеме палпа, то есть «бульварного чтива», сопровождавшегося выразительными иллюстрациями, которые в итоге в значительной мере повлияли на многочисленные кинематографические образы: от мрачного нуара до непривычной фантастки.

Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса

Сегодня мы обращаемся к творчеству художника, коего можно было бы смело назвать «плотью от плоти палпа». Он не только создал почти тысячу иллюстраций, но и определил образы будущего. Они оказались запечатлены как в криминальных фильмах, так и в пародийных фантастических лентах, cтавших своего рода «мемориалом»» этому выдающемуся иллюстратору. Мы говорим о Нормане Сондерсе, после смерти которого было решено почтить его память, сняв фильм «Марс атакует» (1996)

Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса

К слову, мы ещё должны восстановить некоторую справедливость, так как его фамилию на просторах рунета бесконечно коверкают. Он Сондерс, а не Саундерс. Хотя это не имеет принципиального значения. Созданные им образы куда более важны. Художника можно было бы назвать не только ровесником нуара, но и палпа вообще. Он родился 1 января (!!!) 1907 года, в городке Майноте (Северная Дакота), который не слишком благоволил к рисованию, но был известен двумя историческими фактами. Во-первых, он был построен буквально за одну ночь. Во-вторых, был опорной базой Аль Капоне во времена «сухого закона» (конечно, не считая Чикаго)

Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса

Как бы то ни было, но опыта у юноши было вполне достаточно, чтобы использовать свой талант в годы «великой депрессии», когда он не покладая рук создавал иллюстрации сразу же для нескольких палповых журналов. За какие-то год-полтора он превратился из никому неизвестного юноши в одного из самых именитых «коммерческих иллюстраторов»

Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса

Именно Норман Сондерс создал провокационный стиль, который позже назовут именем иного художника. Мы говорим о «стиле Рафаэля Де Сото», который отличается грубоватостью и провокационностью сюжетов. Хотя всё-таки основы и базовые образы были заметно раньше разработаны именно Сондерсом, который не боялся смутить публику. Надо сказать, у него это получилось, так как нередко в его адрес следовали обвинения, что его иллюстрации были «вызывающими» и «двусмысленными». Ну а как вы хотели? Он же создавал образы не для детских сказок

Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса

Несмотря на то, что на большинстве иллюстраций Сондерса представлены девушки, он отказался от элементов пин-апа. В них нет ни игривости, ни лукавой задорности. Они действительно оказываются в опасной ситуации, а потому иллюстрации Сондерса можно отнести к провозвестникам «эксплойтативного стиля» (это явление уже достигло своего апогея в 70-ые годы)

Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса

В остальном сюжеты иллюстраций весьма привычны для классического палпа: красавица в компании решительного типа, который либо метко стреляет в каких-то злодеев, либо уверенно размахивает увесистыми кулаками.

Графика Нормана Сондерса
Графика Нормана Сондерса

Художник ушел из жизни в 1989 году. Принимая во внимание заслуги перед массовой культурой, было решено превратить в фильм созданные им фантастические образы (с конца 30-ых годов Сондерс активно сотрудничал именно по этой теме с «Марвелл»). Именно так возник знаменитый пародийный фильм «Марс атакует», режиссером которого стал «мрачный маэстро» Тим Бёртон

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару