Писать сцены драки может быть непросто для многих сценаристов. Как именно это должно выглядеть на странице? Вы описываете каждый удар и выстрел? Или оставляете большую часть сражения для разработки режиссеру? А если да, то сколько нужно расписать мне?
Мы будем отвечать на все эти и другие вопросы в этой статье. И, вместе с кучей примеров написания сцены боя, покажем вам пять профессиональных приёмов, которые должен использовать каждый писатель, чтобы создать сцену классного боя.
Так что приступим!
1. Переключение между макро и микро
Самый распространенный вопрос, который мы получаем о том, как написать сцену драки - насколько она должна быть детализирована?
Давайте начнем с рассмотрения обеих крайностей:
Пример №1
Ваня выходит на площадку, чтобы встретиться лицом к лицу с Максом. Они сражаются до смерти, и Ваня побеждает.
или…
Пример №2
Ваня выходит на площадку, чтобы встретиться лицом к лицу с Максом.
Макс тут же ударяет по шее Ване пальцами руки, сложив их прямо и плотно друг к другу. Ваня отвечает ударом основания ладони и бьёт Макса в нос. Он вкладывает весь вес своего тела в удар, заставляя Макса кричать от боли. ХРУСТЬ! Ломаются лицевые кости Макса.
Но Макс поднимает колено и быстро переворачивает бедро, выпрямляет ногу в ударе и будто по мячу бьёт по голове Вани...
И так далее.
Ни один из этих двух стилей не рекомендуется использовать.
Пример №1 рассказывает о том, что происходит на макроуровне, но ничего о том, что мы на самом деле должны видеть на экране.
Это все суммирование и никаких эмоций.
Вся ответственность переходит к режиссеру и координатору трюков, а читателю остается только представить что случилось самому.
Пример №2, с другой стороны, рассказывает нам всё, что происходит на микроуровне, и слишком много о том, что мы видим на экране.
Ничего не остается режиссёру, координатору трюков или воображению читателя.
Переключайтесь между макро и микро уровнями.
При написании сцены боя фокус в том, чтобы совместить оба примера и описать сцену боя как на макро, так и на микроуровне.
На макро-уровне.
Опишите серию ударов, выстрелов, движений меча и т.д. за короткий промежуток времени.
Думайте об этом как об общем обзоре, дающем читателю сильное ощущение стиля происходящей битвы, но без описания каждой мелочи.
Например:
Атакующие удары Вани и Макса наносятся с бешеной скоростью.
Микро-уровень.
Следуйте этому описанию с микро-уровнем для кульминации этих ударов, когда происходит что-то значительное, что движет сцену в новом направлении.
Например:
Ваня и Макс обмениваются ударами с бешеной скоростью, прежде чем - Ваня использует основание своей ладони, чтобы нанести удар в нос Макса. ХРУСТЬ! Лицевые кости Макса ломаются и он падает на землю. Ваня стоит над ним.
Вот описание боевой сцены из "Ультиматума Борна", которая прекрасно иллюстрирует эту технику:
Обратите внимание, как мы постоянно переключаемся между макро- и микро-уровнями. Мы получаем общее представление о том, что происходит, с последующей детализацией всякий раз, когда происходит что-то важное.
Макро:
"Двое мужчин устают"
"У Борна теперь преимущество". Реакция Дэша замедляется".
"Больше не тот расклад, каким он был"
"Ему конец. Борн победил"
Микро:
- "Дэш хватает за сумку. Таблетки. Борн отбрасывает их"
- "Борн тащит его на землю".
- "Дэш - дрожь - конвульсии"
- "В борьбе Борн душит Дэша".
Вот еще один пример сцены боя, который демонстрирует эту технику из сценария "Уцелевший":
Опять же, мы переходим к общему обзору:
"Ползает, стреляет и прикрывает..."
К конкретному событию, которое стоит выделить:
"Точный попадание в левое плечо. Игнорируя это, он продолжает стрелять".
Использование каждого предложения в качестве макро или микро точки зрения, переключение между макро > микро > макро > микро может быть очень эффективным способом передачи стиля и течения сцены боя.
Что приводит нас к следующей технике.
2. Используйте по одной строчке на кадр.
Эта техника может быть использована при написании всевозможных описаний, но она особенно полезна при написании сцены боя:
Спускайтесь к следующей строке каждый раз, когда действие переключает перспективу, так что каждая строка становится кадром камеры.
Например, в приведенном выше примере "Уцелевшего" у нас есть три потенциальных кадра, сделанных камерой:
- Кадр №1: Четыре морских котика пробираются в сторону засады.
- Кадр №2: Талибы атакуют.
- Кадр №3: Крупный план на Экса, который получил ранение в плечо.
Вот ещё одно описание сцены боя, которое прекрасно иллюстрирует эту технику, на этот раз из фильма "Убить Билла":
Здесь мы видим шесть подразумеваемых углов камеры, когда мы смещаемся между Вернитой, Невестой и пулями.
И всё это без написания указаний для камеры.
Нам это не нужно снимки камеры, потому что "одна строка, один кадр".
Ничто не мешает вам писать под названия углов камер, но режиссёры и операторы этого не любят, ведь это их работа, а зрителю эти термины и вовсе не нужны - они замедляют чтение.
Обратите внимание и на то, как это описание сцены боя "Убить Билла" использует троеточие, что быстрее двигаться по странице, а звуковые эффекты и ключевые моменты выделены заглавными буквами. Отличная альтернатива троеточию - двойное тире (--).
Так как каждая линия представляет собой новый кадр, эффект заключается в том, чтобы оставить много пустого пространства на странице - всё это облегчает чтение.
При написании боевых сцен учитывайте следующие моменты:
- Держите ваши предложения и абзацы короткими
- Используйте эмоциональные глаголы и прилагательные
- Иногда накладывайте все колпачки, чтобы привлечь внимание к волнующим моментам
- Переходите на новую строчку каждый раз, когда вы хотите подразумеваете новый кадр
3. Подготовьте сцену
Вместо того, чтобы наспех писать боевые сцены, скажем: "ИНТ. СКЛАД - НОЧЬ" и сразу переходить в действие, полезно сделать шаг назад и рассмотреть локацию.
- В каком пространстве происходит ваша сцена боя?
- Как это может повлиять на бой?
- В помещении или на улице?
- Открытое или закрытое?
- Есть ли поблизости посторонние лица или нет?
- Это типичное место или необычное?
И так далее.
Проведите некоторое время, изучая место в вашем воображении, чтобы затем перенесите это в сценарий и используйте в сцене.
- Спросите себя, как персонажи могут использовать эту локацию?
- Где они могут спрятаться?
- Какие особенности локации они могут использовать?
- Какие объекты, лежащие вокруг, они могут использовать в качестве оружия?
Драка, которая происходит в ванной комнате отеля, очевидно, будет иметь совершенно другой набор возможностей, чем та, что драка в лесу.
Описать сцену боя легче, если вы знакомы с локацией.
Возьмите блокнот и карандаш и зарисуйте на бумаге пространство для драки персонажей. Посмотрите фотографии в Интернете.
Вы знаете кого-нибудь, кто знаком с этим местом больше, чем вы? Если да, поговорите с ним.
Всё это поможет вам визуализировать пространство и то, как персонажи могут взаимодействовать с ним.
Визуализация локации поможет придать сцене боя большее чувство реализма, когда дело дойдёт до её написания.
Или, что ещё лучше, посетите ту локацию, о которой вы думаете.
Если ваша сцена боя происходит на складе, в лесу или на пассажирских местах лимузина - пойдите в это место и получите вдохновение.
Находясь в физическом пространстве, вы сможете легче поставить себя на место ваших персонажей, когда они будут сражаться.
Насколько тяжело или легко там сражаться? Каким образом пространство является преимуществом или помехой для одного или всех персонажей?
Подводя итог, тщательно выбирайте свою локацию. Поймите её и убедитесь, что вы полностью используете все возможности.
4. Читать сцены драки в сценариях
Один из лучших способов узнать, как написать сцену боя в сценарии - это увидеть, как это делают профессионалы.
Вот ссылки на пять сценариев, чтобы вы могли начать - все они содержат различные стили боя, что поможет вам описать вашу собственную сцену боя.
Примеры написания сцены боя.
сценаристы Тони Гилрой, Джордж Нолфи и Скоттом Зи Бёрнс.
сценаристы Джонатан Нолан, Кристофер Нолан и Дэвид С. Гойер
авторы Ретт Риз и Пол Верник
Джон Вик (Оригинальное название сценария "Презрение")
автор Дерек Колстад
авторы Питер Берг, Маркус Луттрелл, Патрик Робинсон
by Лилли Вачовски и Лана Вачовски
Не забывайте записать цель боевой сцены.
Общая проблема сцен сражения в сценариях заключается в том, что они не служат никакой конкретной цели.
Кого-то расстреливают, бандитов побеждают за пару страниц и всё. Без всякого сюжета или развития персонажа.
Важно помнить, что нас, как кинозрителей, не интересует крутой удар в драке - нас интересуют ставки в сцене боя.
Прежде чем писать любую сцену боя, имейте в виду эти вопросы:
- Что поставлено на карту для главного героя?
- За что он борется?
- Как эта сцена двигает историю вперёд?
- Как эта сцена раскрывает характер?
Не делайте ту же самую ошибку, которую совершают многие авторы, которые пишут боевые сцены в попытке взбудоражить читателя. Так не работает. Они должны быть связаны эмоционально с причинами и героями драки.
5. Изучите боевые стили
Часто описание сцены драки в сценарии кажется нереальным, потому что писатель мало что знает о том, какой тип драки он описывает.
Довольно быстро и легко познакомиться с определенным стилем боя или базовыми элементами стрельбы, и это того стоит, если вы хотите создать реалистичный бой.
Вот несколько идей:
- Читайте статьи
- Смотрите видео на YouTube
- Посещение соревнования
- Поговорите с экспертами
- Берите уроки самостоятельно
Если вы пишете, скажем, фильм о боксе, мы не предлагаем вам описывать каждое движение в мельчайших подробностях.
Но вы должны быть достаточно знакомы с базой этого вида спорта, чтобы добавить к описанию сцены боя немного красок с помощью нескольких выразительных "апперкотов", "слипов" и "роллов".
заключение.
Последний совет
Вам нужно писать не просто какую-то типичную сцену драки, идентичную миллиарду других, которые мы уже видели. Это ваша сцена боя, которая оригинальна и специфична для вашего сценария.
Всегда спрашивайте себя, что отличает этот бой от остальных? Чем отличается локация, стиль, тон, ставки и т.д.?
Например, первая сцена драки в "Убить Билла" между Невестой и Вернитой запоминается и совсем не из-за всех крутых движений, которые они наносят.
Это запоминается благодаря ставкам, которые сопровождают миссию Невесты, и всему напряжению, которое Тарантино создает ещё до того, как она начинает драку.
Также, при написании сцен драки, не забывайте, что они должны следовать многим из тех же правил, что и при написании "обычных" сцен: 3-актная структура, повороты и так далее.
Мы надеемся, что этот пост о том, как написать сцену боя в сценарии помог вам и вы чувствуете себя готовым написать свою сцену. Если у вас есть вопросы или комментарии, мы будем рады на них ответить ниже.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram