Найти в Дзене
Александр Асов и К°

А сколько лет Москве? Нет, не девять веков... Много больше!

Оглавление

Древняя Москва. Картина А. Васнецова.
Древняя Москва. Картина А. Васнецова.

В 2020 году Москва торжественно отмечает свое... 873-летие? Словом, скоро будет девять веков... Что так мало? Давайте разберемся...

Дата сия основана на первом летописном упоминании о Москве. Однако возраст нашей столицы без сомнения гораздо более почтенный.

К примеру, археологами доказано, что на территории Москвы люди жили со II тысячелетия до н.э. (а есть мнение, что и ранее). Раскопано также сильно укрепленное Дьяковское городище, в коем люди жили по крайней мере с VII века до н.э., находили в Москве и монеты всех времён, начиная с кладов парфянских (2 в. до н.э.) и римских монет (3 в.н.э.). И, между прочим, многие города отсчёт своей истории начинают не с известий в летописях, а именно с дат на монетах, найденных на их территории (например, та же Казань).

А ныне, с обретением "Велесовой книги", возраст нашей столицы даже по письменным источникам должен отсчитываться не с 1147, а... с 597 года н.э. То есть ныне мы вполне можем праздновать и 1423-летие нашей столицы...

А что же было девять столетий назад?

Весна 1147 года. Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, глава старшей линии Мономашичей, однако волею судеб правивший не в стольном граде Киеве, а в окраинных Ростово-Суздальских землях, написал северскому князю Святославу Ольговичу, бывшему в то время в Смоленске: “Приди ко мне, брате, в Москов”, – сии слова, дошедшие до нас благодаря “Ипатьевской летописи”, ныне почитаются первым летописным упоминанием о Москве.

Встреча и "обед силён" в Москве, согласно летописи
Встреча и "обед силён" в Москве, согласно летописи

Что же тогда произошло? Для чего Юрий Долгорукий звал Святослава в Москву? Неспокойно было на Руси. Киевская держава распадалась на удельные княжества. Дело дошло до того, что самого киевского князя Вячеслава выгнал с престола усилившийся черниговский князь Всеволод Ольгович, захвативший Киев с помощью половцев. Как утверждает летопись, тогда “придоша Ольговичи с половци... и села пожгоша... и много полон взяша...”

Не любили киевляне Всеволода, как и всех Ольговичей, ставленников половецких ханов. Но поневоле терпели их целых семь лет. В 1146 году Всеволод умер и взошёл на престол его брат Игорь. Однако удержался он на троне всего 13 дней, ибо киевляне восстали и перешли на сторону внука Мономаха Изяслава Мстиславовича. В тот же год глава клана Ольговичей – Святослав задумал вернуть трон. Он заключил союз с половцами хана Саимчюгоя и иными “зело зли сущими”...

В такой обстановке и призвал Юрий Долгорукий на переговоры в Москву Святослава Ольговича, надо полагать, вместе с половецкими ханами.

И вот 4 апреля 1147 года, в пятницу, Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович встретились в Москве. На другой день после приезда гостей состоялась обильная трапеза, по выражению летописи “обед силён”. Нелишне будет отметить, что и сам Юрий Долорукий и Святослав Ольгович знали толк в яствах. Летопись так описывает Юрия Долгорукого “сей великий князь был роста немалого, толстый, лицем белый, глаза не вельми великии, нос долгий и накривлённый, брада малая, великий любитель жен, сладких пищ и пития...” (“Летопись Изяслава Мстиславовича”). Из сего описания можно заключить, что образ Юрия Долгорукого, известный нам по знаменитому памятнику, сильно идеализирован.

Да и о самом Святославе в летописи сказано, что тот “бе тяжек телом” (когда ему пришлось бежать от берендеев он “трудилъся бежа”, а потом остановился, так как “не може ехати”). Итак в Москве собрались тогда два князя, весьма любящих поесть. Весьма вероятно, что сюда же приехали не менее охочие до яств половецкие ханы, такие как Саимчугой, Осулковичи, Токсобичи и Кулебичи, с коими князья затем выступали в совместных походах.

Сии князья и ханы в тогда уже хлебосольной Москве попировали, обменялись богатыми дарами и договорились о союзе.

Где-то так выглядел "обед силён"
Где-то так выглядел "обед силён"

Нас же прежде всего интересует вопрос: когда в это смутное время Юрий Долгорукий основал Москву? Сразу же бросается в глаза, что к 1147 году Москва уже существовала, в ней уже можно было устроить “обед силён”, принять многих гостей. Но может быть, все же она была основана самим Юрием Долгоруким, только несколько ранее?

Вот тут-то и начинается путаница. Летопись утверждает, что основал Москву Юрий Долгорукий не ранее, а позднее, а именно (согласно рукописи 92 Государственного Исторического Музея) в 1158 году. Будто бы Юрий Долгорукий приехал тогда к Москве-реке, убил боярина Кучку, который отнёсся к нему непочтительно. Жену Кучки сделал своей полюбовницей, либо “любимой женой” по местному обычаю (и она им “наиболее владела”, была любима более княгини), дочь Кучки выдал за сына своего Андрея. А потом “взыде на гору и обозрев с нее семо и овамо по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною, и возлюби села оные и повелевает на месте том вскоре соделать мал древен град...”

Вот так начинали строить Москву при Юрии Долгоруком по  версии историков 19-20- го веков. Картина А. Васнецова
Вот так начинали строить Москву при Юрии Долгоруком по версии историков 19-20- го веков. Картина А. Васнецова

Значит, Юрий Долгорукий основал город в 1158 году на месте неких сёл боярина Кучки? Но зачем же он и сам взял жену его, а дочь выдал за сына? Ведь так делают обычно с женами и дочерьми владык покорённых стран, дабы утвердить новую власть и при этом опереться на бывшую прежде ... Ясно по крайнем мере, что эти женщины имели немалое влияние, а возможно и принадлежали к древнему царскому роду (судя по всему, булгарскому, если верить Булгарской летописи).

Ещё более запутывает дело то, что в 1158 году, когда якобы Юрий Долгорукий всё это свершал, он уже был давно в могиле. Здесь явная ошибка летописца. И не одна! Ибо в строках об основании Москвы цитируется легенда об основании города... только не Юрием Долгоруким, а первым князем Московским – патриархом Мосохом.

(Хотя, есть и легенды об основании Москвы иными легендарными и историческими лицами... Но об этом – потом.)

Легенды о основателе Москвы – Мосохе Иафетовиче

В XVII-ом веке на Руси было очень популярно предание о том, что Москву основал после Всемирного Потопа патриарх Мосох, внук Ноя, младший сын Иафета.

Вот как говорится о сём в “Описании...” инока Тимофея Рвовского:

“И созда же тогда Мосох Князь и градец себе малый на предвысоцъей горе той, над юстии Явузы ръки, на мсте оном первоприбытном своемъ, имено Московском, идеже и днесь стоит на горе оной церковь каменная святого и великаго меченика Никиты”. Сей Мосох, “господарь всем нам” по словам летописца, был “муж крепкорукий и вытяганец лукосильный”, и прибыл он с Араратской горы от отца своего Иафета.

Так представляли себе патриарха Мосоха в старину
Так представляли себе патриарха Мосоха в старину

Позднее это предание стали воспринимать, как исторический анекдот, потому образ легендарного Мосоха Иафетовича был вытеснен образом вполне реального князя Юрия Долгорукого. Сия легенда была надолго предана забвению, и только Н.Я. Марр в начале прошлого века назвал её “здоровым племенным преданием”, сочтя её подтверждением своей “яфетической теории”. Но о его мнении и его теории вскоре забыли.

Не думаю, что теорию Марра следует принимать полностью, однако следует ли отрицать возможность того, что сия библейская легенда, изложенная русским летописцем, содержит также и отзвуки действительно бывших событий?

Во-первых, роду библейского патриарха Иафета (и сына его Гомера) соответствует род славянского патриарха Имира, или Богумира (по “Велесовой книге”), прародителя славян-киммерийцев. Да и сами имена прародителей, в том числе имя Мосоха (библ. Мешеха), из первых глав Библии древними евреями были взяты из книг филистимлян-пеласгов, родственников славян. Так что имя Мосоха – разновидность древнего праславянского имени патриарха.

Само имя “Мосох” (летописный вариант Мосх) в Библии передается как Мешех. То есть русский летописец дает особую славянскую форму имени патриарха. И так разрешает многие вопросы, ибо имя это явно индоевропейское. Сие слово принадлежит к целому “кусту” слов, корень коих “мосх”–”моск” суть способ произношения слова “мозг” со значением “мудрость”. Сие имя могли принимать как священное вожди и князи, которые вставали во главе племенных союзов и почитались мудрейшими.

В честь сего патриарха и был назван упоминаемый в "Велесовой книге" князь Моска Святоярич, который и был подлинным основателем Москвы и жил в VI-ом веке н.э.

Основатель Москвы – Моска Святоярич

Основатель Москвы Моска Святоярич. Дракон "зело красен и троеглав" также упоминается в легендах об основании Москвы. Картина А. Мосалыгина.
Основатель Москвы Моска Святоярич. Дракон "зело красен и троеглав" также упоминается в легендах об основании Москвы. Картина А. Мосалыгина.

Всякая легенда возникает не случайно, и очень часто в легендах оказывается множество временных слоев. Это относится и к преданию о патриархе Мосохе.

Прототипом сего патриарха оказывается известный по многим историческим источникам князь Моск Святоярич. Именно ему “Велесова книга” приписывает основание городов в земле вятичей: “И вот начнем вспоминать Моска, который славян объединил и о единстве земли заботился. И он разум имел, и о нас радел. А после мы пошли каждый своим путём: одни остались где были, а другие роды потекли на Север. И были это суть вятичи и радимичи”. (Лют II, 6:1).

В “Велесовой книге” также рассказано, что в земли вятичей Моска со своими родами пришёл после войны с волохами-ромеями из Дунайского царства, точнее из земель древней Волыни. А ещё ранее – с Кавказа (когда-то волыняне жили также и на берегах Хвалынского моря, т.е. на Каспии).

В “Велесовой книге” описан случай, послуживший причиной исхода родов Моска из Волыни. Этот случай позволяет дать точную дату исхода, а значит и дату основания Москвы, ибо точно такой же случай описан (и главное – датирован) в византийских источниках: у историков Феофилакта Симокатты и Феофана Исповедника).

Итак, 596/7 год н.э.. Византийский (то же что ромейский) стратиг Александр перешёл через Дунай и вторгся во владения славян, в княжество Моска (у византийских историков его имя: Мусокий). Но одолеть Александр смог только с помощью предателя, который подсказал, что славяне оплакивают погибшего брата вождя Ардагаста (в “Велесовой книге” Радогоста Святоярича из рода борусских князей Святояров). Ночью ромеи ворвались в стан Моска, и “сделали толпы славян добычей меча и опустошили их владения”.

Наутро, протрезвев, славяне собрали силы и отплатили ромеям сполна. Но на следующий 597/8 год византийцы вновь пошли на славян. И тогда род Моска (Мусокия) был вынужден переселиться на cевер.

На север, согласно дощечкам, пошли роды радимичей и вятичей. Об этом же говорит и “Повесть временных лет”, в коей сказано, что вятичи ведут свой род от патриарха Вятки, пришедшего вместе с братом Радимом “от ляхов”, точнее – из Волыни.

Именно тогда они и пришли на берега реки, названной ими Москвой-рекой и основали Москву.

"И так мы стеклись к Моску, и построили Москов-град. И были там очаги. И там пил Моска сурину. И там явился град сей от него. И был он силою налелён и мудростью овлечён. И как только он имел мысль идти на врагов отцов наших, так шёл и разбивал их". (Лют II, 6:7).

Проход по всем славянским землям от Дуная, через земли волынян, полян, кривичей и вятичей объединил все славянские роды. Именно тогда Моском было основано единое славянское государство.

О единстве родов славян при Моске говорит не только “Велесова книга”. Арабский историк X-го века Масуди дал описание северной страны славян и среди прочего указал, что одно из славянских племен – валинана (то есть волыняне) “имело в древности власть над всеми славянами, и его царя называли Мажак (то есть Моск)”. “Мажак, царь Валинаны, которое племя есть одно из коренных славянских, оно почиталось между их племенами и имело превосходство между ними. Впоследствии же пошёл раздор между их племенами и порядок их был нарушен”.

Итак, арабы в X-ом веке помнили о вожде Моске Святояриче, который был вождем всех славянских народов. И надо полагать, что в самих славянских землях во времена Юрия Долгорукого о нём ещё не забыли.

В таком случае, на встрече в Москве в 1147 году Святослав и Юрий Долгорукий, верно, вспоминали о сём основателе Москвы. Возможно, отмечали 650 летие города. И союз Юрия Долгорукого и Святослава Ольговича был освящён памятью сего князя, объединителя славянских земель.

И, думаю, что сему князю, которому Москва обязана своим основанием и cлавной историей, следует также поставить памятник.

Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси