Одеваемся на прогулку. Надеваю на ребёнка верх, но не надеваю штаны. Спрашиваю - что теперь будем делать?Одеваемся на прогулку. Надеваю на ребёнка верх, но не надеваю штаны. Спрашиваю - что теперь будем делать?
Задумывается, осознаёт, что амуниция не полная. Спрашиваю - где лежат штаны? Приносит. Садится и задирает ноги. Пытается сам попасть ногой в штанину? Отлично, жду и чуточку направляю. Попал? Замечательно, натянем чуть повыше колен, но не до конца, пусть завершает процесс, или хотя бы сделает попытку.
Спасительная взрослая рука со стороны попы незаметно помогает (если это требуется). Главное, чтобы руки ребёнка попробовали сделать нужное движение, и был успех в итоге - ощущение "я смог". Это важнейшая часть мотивации.
Завтра (условное понятие) штаны натянем не так высоко, а потом и вовсе не будем натягивать. А послезавтра (снова условное понятие) ребёнок сможет пройти весь цикл надевания штанов (да чего угодно) сам.
Надевание штанов - метафора. Эти же принципы касаются любых действий. Вот буквально всего-всего, что происходит где угодно.
Когда я работаю с родителями и преподавателями, мы много говорим о посильности. Вернее, о ней много говорю и показываю я. О том, что ребёнок в состоянии выполнять сам. И как через помощь взрослого, которая осмысленно и очень дозированно(!) прикладывается к тому, с чем уже справляется ребёнок, происходит переход к новому уровню на пути к самостоятельности.
Я каждый день вижу, как взрослые помогают детям там, где можно этого не делать, не потому что они так сильно торопятся или это те ситуации, когда важно сделать качественно. А просто потому что замылился глаз и нет привычки думать об этом.
Что ты можешь сделать сам? И что я могу для тебя НЕ делать? Это мои любимые вопросы к самой себе, когда рядом есть ребёнок. Если задавать их почаще, то очень скоро ответ на оба будет "очень много".