Можно даже сказать, город - "взболтать, но не смешивать". Вы про него не знали, про русскую часть не читали, о моей любви к глубоко провинциальному бесхозному городку на Оке не в курсе? Ничего, в конце статьи оставлю ссылку, а сейчас пойдём по оврагам из Касимова русского в Касимов татарский. Читать можно в любом порядке: я же говорю, там взболтано, но не смешано))
Идти не очень близко, но погода сегодня у нас прекрасная, идем с удовольствием и вниманием, а потому самое время классически рассказать об истории этого города.
В 1152 году, во времена князя Юрия Долгорукого, среди лесов и болот глухой Мещеры была заложена небольшая крепость, назвали которую Городец Мещерский. Городец стоял при впадении речки Бабенки в Оку, но к концу XIV века был до основания уничтожен пожарами и ордынскими набегами. Отстроенный заново чуть подальше на берегу Оки город назвали Новый Низовой Городец. Проживали в нем и давние обитатели здешних мест, принадлежавшие к племенам мещеры и мордвы, и пришлые русские поселенцы. Они соседствовали, роднились, перемешивая бытовые обряды и обычаи. А в XV веке в жизни Городца произошла неожиданная и весьма значительная перемена.
В борьбе за московский престол великому князю Василию Темному большую помощь оказали татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, который, убив отца и одного из родичей, захватил власть. За верность и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Было это в 1452 году. Так по княжьему указу в глубине мещерских лесов возникло удельное татарское ханство. Рядом с деревянными избенками и церквушками, жмущимися друг к другу по склонам ручьев и оврагов, на холме, прозванном Татарской горой, были возведены сооружения из массивных известняковых плит: ханский дворец, мечеть с минаретом.
Городец Мещерский еще при жизни Касима, в его последние годы, стал называться “Городом Касима”, “Касимов-город”. Но это по-русски, а было и татарское имя - Ханкерман (город хана). После же смерти Касима (он умер в 1469 году) Городец в государственных грамотах стал именоваться “Касимовом”, “Касимов”. С годами это название закрепилось и в российскую историю вошло понятие "Касимовское царство". Жизнь в нем шла странная. Речь на торгу гудела разноязыкая, в уличной толпе наравне с русские кафтанами мелькали татарские халаты, одна часть горожан под колокольный звон спешила воскресным утром в церковь, другая - прилежно послушная муэдзину, шествовала по пятницам в мечеть. А мордва с мещерой втайне все еще кланялись языческим богам. Молились по-разному, но жили мирно, неизбежно делясь друг с другом секретами готовки, ремесленного мастерства, бытовыми приблудами и даже национальными узорами для одежды и ювелиркой.
Вот она все она и есть на фотографиях, мечеть, построенная, как считается, при Касиме, в XV веке. Минарет – одно из самых старых сохранившихся зданий татарской (и вообще мусульманской) архитектуры на территории России. Сама мечеть же не устояла перед Петром Первым. Психанул-то он на себя, приняв ее с середины Оки за купол православной церкви и перекрестившись на него, а отвечать за ошибку пришлось мечети, которую он приказал разобрать. Или не мечети, а расстрелянной из пушек верхушке минарета. Вот да, здесь начинают «показания путаться», и каждый рассказчик, похоже, просто выбирает ту версию, что ему больше по душе. Едины все только в том, что жители города высыпали на берег перед приставшим кораблем Петра и слезно молили его сохранить мечеть, но увы, то ли не согласился, то ли поздно уже было, разобрать ее успели (это с какой же скоростью? за то время, что корабль с середины реки до берега шел?). Темная, в общем, история. А восстановили мечеть уже по разрешению Ея Императорскаго Величества Самодержицы Всероссийской Екатерины II в 1768 году.
Современная история мечети тоже мудреная. От Екатерины до советской власти никого она больше не беспокоила, а с приходом большевиков, разумеется, им помешала. Закрыли, в 1938 году соорудили в ней музей Касимова, в 2013 вернули умме, и мечеть снова стала мечетью. Что там сегодня, не скажу, но пару лет назад касимовские музейщики говорили мне, что татары хотели бы вернуть ее городу, потому что содержать не получается, да и молиться давно привыкли в мечети новой. Да и те пару лет назад вид у нее внутри был совсем не молельный, а зарабатывала она тем, что за 100 рублей пускала желающих подняться на древний минарет (в давние свои годы он был и смотровой военной вышкой). Сами понимаете, разве могла я отказаться?
Но мы отвлеклись от истории, а меж тем сверху видели еще кое-что очень интересное: первое фото галереи, правый нижний угол, видите здание? Вот возле него мы сейчас и стоим.
Шли годы, сменяли друг друга правящие Касимовским царством ханы, пришла очередь Шах-Али: «толстое, отвислое брюхо, огромная голова, едва заметная редкая борода, долгие уши, женское лицо» - красавчик, что и говорить. И красавица Сююн-Бике, последняя царица Казанского ханства, та самая, что будто бы прыгнула со знаменитой башни Казанского кремля, не желая выходить за Шах-Али замуж. Не прыгнула, да и замуж вышла, кто бы и спрашивал, когда сам Иван Грозный «сосватал». Дальше версии тоже расходятся: то ли хан был садист и измывался над кроткой красавицей Сююн-Бике так, что даже нос отрезал и совсем со свету сжил, то ли это она ненавидела его так, что отравить пыталась с самого знакомства, да неудачно, за что и посажена была в подвалы ханского дворца на десяток лет, пока не умерла там.
Где искать тот ханский дворец, теперь неизвестно, лишь предположения есть у историков, а текие (мавзолей) Шах-Али вот он, сохранился. Надпись над входом гласит: «Строитель и собственник этого здания — Шах-Али-хан, сын Шейх-Адмяр-султана: 21 числа месяца рамазана 962 года (9 августа 1555 года)». Вокруг нее, отделенные узкой полосой, высечены стихи из Корана. Строил сам для себя Шах-Али, себя и близких своих родственников.
В конце XVII века род касимовских ханов угас. Последнюю ханшу Фатьму-Султан-Сеитовну (ту самую, что запрягала в повозку не лошадей, а касимовских жителей), по слухам, задушили приближенные, прознав о ее намерении принять христианство. С 1681 года город отошел в казну.
Очень мало мне здесь удалось побегать с камерой, дальше – все то из современной жизни Татарской слободы, что попало в кадр.
Кто поставил сюда эту скульптуру – тайна сия велика есть, но для туристов с фотоаппаратами это вроде бы как тот самый хан Касим.
Площадь Победы между Старой мечетью и зданием, в котором раньше был роддом. Площадь, за свою историю сменившая четыре имени: Ханская, Татарская, Нацменская и, наконец, с 1965-го - Площадь Победы.
Комплекс построек, принадлежавших раньше медресе. Неопознанные жилые и не совсем жилые дома слободы.
Бывший купеческий дом, бывшая психиатрическая больница, сейчас – еще одна живописная заброшка.
Все тот же былой красавец Касимов, что русский, что татарский, который просто криком кричит о помощи!
Два города в одном, не смешиваясь веками. Дружно ли живут? Нас убеждали, что очень дружно, что берегут самобытность соседства двух культур, во что мне хочется верить в силу очень личных причин...
А теперь...
...теперь обещанная ссылка для тех, кто не видел еще Касимова русского: Касимов: маленький город - большая история. Сегодня рассказываю про Касимов русский
Гуляла с вами по татарскому Касимову ваша Лиса Леся)) Ваш лайк, ссылка на статью в сетях, ваша подписка — одобрение и поддержка труда автора!