Найти тему
История экономики

ПОЧЕМУ ПОРТУГАЛИЯ СТАЛА СТРАНОЙ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ

Александр Иванов.

Карта главных португальских экспедиций: Бароломеу Диаш (1488 год), первым из европейцев обогнувший Африку, Васко да Гама (1497-99г.г.), открывший путь в Индию,  и Педру Кабрал (1500-1502), открывший Бразилию
Карта главных португальских экспедиций: Бароломеу Диаш (1488 год), первым из европейцев обогнувший Африку, Васко да Гама (1497-99г.г.), открывший путь в Индию, и Педру Кабрал (1500-1502), открывший Бразилию

Христофор Колумб, как известно, учился мореплаванию в Португалии.

К тому моменту, когда он перебрался в эту страну, он успел закончить университет и имел довольно большой опыт в плаваниях по Средиземному морю на генуэзских галерах.

Но настоящее искусство мореплавания, искусство покорять океаны, лучше всего к тому времени понимали португальцы.

Эта маленькая страна на краю Европы странным образом вырвалась вперед в строительстве лучших кораблей и в мореходном деле, в самых высокотехнологичных отраслях своего времени.

Как известно, ничего на свете не случается "вдруг", и то, что в Португалию еще в конце XIV века вдруг хлынула волна переселенцев из всей Европы (кто-то из современников писал о "талантливой молодежи", кто-то - об отщепенцах и сорвиголовах - наверное, и те и другие были правы) - случайностью не было. Либеральные, по тем временам, португальские законы позволяли "выбиться в люди" представителям самых разных профессий - земледельцам, ремесленникам, солдатам и, конечно - торговцам и морякам, спрос на которых рос невероятно.

Лиссабон в середине XVI века
Лиссабон в середине XVI века

Маленькая страна на краю планеты, обращенная к океану, страна рыбаков и торговцев, начинала искать свое место в мире, а её мир был миром плаваний.

Только в этой стране мог состоятся Энрике Мореплаватель, человек, чей вклад в покорение океанов, наверное, сложно даже описать - при том, что его личное самое крупное плавание - это пересечение Гибралтара.

Так или иначе, принц Энрике (в литературе часто называемый Генрихом) еще в юности отличился при захвате Сеуты - порта на африканском берегу Гибралтарского пролива.

Целью экспедиции был "перехват" Транссахарской торговли - главного африканского торгового пути, идущего из Черной Африки через Сахару и замыкавшегося в Танжере и Сеуте.

Завоевание Сеуты. В центре панно - принц Энрике
Завоевание Сеуты. В центре панно - принц Энрике

Это были немыслимые караваны, везущие, в основном, золото, соль и рабов, на которых был большой спрос в арабском мире. Вездесущий ибн-Батутта (уроженец Марокко, кстати) писал о караванах в тысячу и даже в 12 тысяч верблюдов. Путешествие через Сахару занимало год. В марокканских портах грузы перемещались в корабли арабских купцов и отправлялись дальше, по всему тогдашнему миру.

Завоевание Сеуты, однако, мало что дало португальцам: некоторое время спустя маршртуры караванов просто пошли в обход этого города, в Танжер. Попытка завоевать Танжер окончилась для Энрике настолько тяжелым поражением, что мысли о "военном решении" проблемы пришлось оставить.

Торговец специями
Торговец специями

Тут надо сказать, что Португалия того времени вовсе не была богатой страной. Она была максимально удалена от всех торговых путей того времени, а товары типа пряностей попадая в эту отдаленную область, стоили и вовсе фантастически дорого, даже для знати.

Море как путь к пряностям, путь к главным сокровищам тех лет, казалось лучшим решением вопроса. Почти два тысячелетия господствовала идея Птолемея о том, что Африка переходит в Антарктиду и возможности обогнуть ее не существует.

Некоторые (довольно смутные) сведения, получаемые от караванщиков, арабских купцов и черных рабов, пусть и носящие сказочный характер, заставляли усомниться в верности птолемеевой гипотезы.

Так или иначе, поселившись в Сагреше, Энрике развил бурную деятельность по подготовке к освоению морского пути в Индию. Крупнейшее в мире собрание карт и лучшие картографы со всего мира (среди которых византийцы, венецианцы, генуэзцы), навигационная школа, обсерватория...

Энрике Мореплаватель - Prince Henry The Navigator
Энрике Мореплаватель - Prince Henry The Navigator

А еще Энрике собрал лучших корабельных мастеров своего времени для того, чтобы создать корабль, способный не только к каботажным плаваниям, к чему, собственно, сводилось тогда мореходство, но и способным преодолевать моря и океаны.

Прообразом стали арабские суда, багалы и дау, с так называемым "латинским" (косым) парусом, имевшие, однако, более вытянутую форму корпуса. Несколько "округлив" корпус, подняв борта, усовершенствовав конструкции парусов (получив в итоге максимально возможный угол атаки), каравеллы отправились в путь...

Судоходство стало столь напряженным, а каравелл - так много, что катастрофически не хватало команд. Даже за руль приходилось ставить человека, впервые ступившего на корабль, Разумеется, катастрофы не были редкостью.

Это не останавливало португальцев.

Португальская каравелла, XV век - лучшее океанское судно своего времени
Португальская каравелла, XV век - лучшее океанское судно своего времени

С 1419 года ежегодно, до самой своей смерти в 1460 году, Энрике Мореплаватель отправлял экспедицию за экспедицией, которые проникали все дальше на юг западного побережья Африки. Были открыты Мадейра, Азорские острова, острова Зеленого мыса...

Экватор, однако, так и не был пересечен при жизни Энрике. Зато португальский принц успел получить папскую буллу, закреплявшую за португальцами монополию на работорговлю, одну из самых доходных статей торговли своего времени.

Это, в свою очередь, подхлестнуло "инициативу граждан", экспедиции стали снаряжаться еще активнее, количество "талантливой молодежи" или "сорвиголов" из всех стран Европы все прибывало (Колумб, приехавший учиться мореплаванию в 1472-м, тому пример).

В 1482 году Диого Кан пересек экватор.

В 1488 Бартоломеу Диаш обогнул Африку, доказав, что такой путь в Индию - существует.

В 1499 Васко да Гама вернулся из плавания, открыв морской путь в Индию.

В 1500 году команда Педру Кабрала открыла побережье Бразилии.

В 1519-1522 году испанская экспедиция под руководством португальца Магальяйнша, который станет известен в истории как Магеллан, совершает первое кругосветное плавание.

Величайшие португальские мореплаватели, слева направо: Бартоломео Диаш, Васко да Гама, Педру Алвариш Кабрал, Фернан Магеллан
Величайшие португальские мореплаватели, слева направо: Бартоломео Диаш, Васко да Гама, Педру Алвариш Кабрал, Фернан Магеллан

Эпоха великих географических открытий, перевернувшая мир, стартовавшая для португальцев как стремление выкарабкаться из бедности и неизвестности, стартовала...

P,S, Человеческий капитал в виде талантов и головорезов потянулся было в Португалию и соседствующую Испанию особо бурно после плавания Магеллана: хотя сам мореплаватель погиб, из пяти кораблей вернулся только один а из 270 отправившихся в плавание человек вернулись только 17, привезенного на том самом корабле хватило для того, чтобы расплатиться с "инвесторами" (которые, по слухам, получили еще и 300%-. прибыль) и разбогатеть...

Лиссабон, XVI век
Лиссабон, XVI век

Но - было уже поздно: изгнание евреев (которые, собственно, и составляли банковскую сферу страны), святая инквизиция и развращенная "легкими деньгами" экономика Пиренеев ("У нас дорого всё, кроме денег"), расцветший буйным цветом бандитизм, конкуренция со стороны "молодых тигров" в лице Англии, Нидерландов и Франции быстро сделали Португалию и Испанию местами для приложения сил не интересными.

Англия и особенно Голландия перехватили поток талантов и в итоге переиграли первопроходцев.

Памятник португальским мореплавателям-первопроходцам в Сагреше (каждая из фигур  - кто-то из великих), впереди всех - принц Энрике
Памятник португальским мореплавателям-первопроходцам в Сагреше (каждая из фигур - кто-то из великих), впереди всех - принц Энрике

Португалия, в свое время заполнившая малолюдный север своей страны фламандцами, голландцами и бургундцами (король Саншу I даже получил прозвище "Заселитель") снова стала догоняющей...

Но это уже другая история, о которой как-нибудь отдельно...

#экономическиеистории

P.S. Ваши лайки, комментарии и подписка не будут лишними

Александр Иванов

"Краткие эссе об истории экономики"

Поддержать блог: https://boosty.to/economic_history

Еще больше историй на канале: https://t.me/ivanovdirect

И в Facebook #экономическиеистории