Найти тему

Пусть кровь нечистая наполнит наши рвы/ пропитает наши поля/ нивы и сады вмиг зальет?

Несколько лет назад во Франции разгорелась общественная дискуссия вокруг слов национального символа республики - Марсельезы. Должны ли дети слышать и петь слова, пропагандирующие жестокость, тем более в столь грубой форме, с ранних лет?

В этом обсуждении конечно раскрывается прелесть отношения французов к своей истории, трепетное, серьезное и при этом критичное. В феврале 2019 года в Парламенте голосовали за законопроект о школьном образовании, в котором как раз была поправка о Марсельезе: дескать слова гимна обязательно должны быть представлены во всех классах, начиная с первой ступени, то есть фактически детского сада.

Надо сказать, многие министры образования споткнулись о камень Марсельезы, особенно когда это касалось самых младших классов. Нечистая кровь, орошающая землю - не правда ли довольно резкая фраза даже для взрослого слуха?

Оппоненты пения Марсельезы дошколятами и первоклашками резонно замечают, что кровожадные призывы не очень-то сочетаются с гуманистическими ценностями, которые как бы ставятся во главу угла в системе просвещения республики. С другой стороны доносятся вопросы вроде: а стоит ли бояться слов? неужели мы должны выбросить жестокость из нашей истории?

Среди множества аргументов есть достаточно взвешенные, например, зачем вывешивать слова гимна в дошкольных заведениях, если там пребывают дети, которые пока что не умеют читать?

Кто-то возражает, что школа и так недостаточно прививает любовь к родине, и можно было бы показывать не только светлые и приятные глазу страницы прошлого. И если ученикам старших классов можно объяснить жестокость припева, рассказав не только о ценностях республики, но и об историческом контексте, то вопрос с малышами действительно остается открытым?

Вы бы хотели, чтоб ваш ребенок распевал что-то вроде «кто на нашу свободу посягнет-посягнет, место только в могиле в этом мире найдет»? А ведь это цветочки по сравнению с кровожадностью припева Марсельезы, который, на минуточку, отсылает к событиям 1792 года.

Если у наших предков идея пролития крови врага не вызывала особой тревоги, то значит ли это, что и мы должны относиться к этому так же спокойно? И это мы еще не обсуждаем толкование самого понятия «нечистой крови», которое в наших реалиях может обрести совсем иное звучание..