Найти тему

Поговорим об эпитетах

Оглавление

Среди разнообразных выразительных средств эпитеты, думаю, самые известные. Да и используются они повсеместно. Большинство людей, имеющих представление об этом понятии, ставят знак равенства между эпитетом и определением. Однако, это не совсем правильно.

Этот милый котик намекает, что в иллюстрациях у нас сегодня кошачья тема.
Этот милый котик намекает, что в иллюстрациях у нас сегодня кошачья тема.

Определения и их виды

Писатели любят определения, без них текст кажется им сухим и неинтересным. Некоторые такие любители даже стремятся пристроить определение (а то и не одно) к каждому существительному. Так поступать, конечно, не стоит. Но об этом потом.

В лингвистике определение – это слово, характеризующее предмет и обозначающее его существенный признак или свойство. Чаще всего определения выражаются прилагательными или причастиями. В тексте они бывают двух видов.

Логическое определение, необходимое для выделения предмета из массива однородных объектов или для обозначения его принадлежности к какой-то группе. Например, есть понятие "дом". Домов много, но все они разные. Для уточнения, какой именно дом, к слову подбирают соответствующее определение: «деревянный», «каменный», «новый», «старый» и т. д.

Логическое определение ещё иногда называют грамматическим, и оно эпитетом не является.

Поэтическое определение. Оно не выделяет объект из группы, а служит для выражения какого-то особого, яркого свойства объекта или просто для привлечения внимания. Например, «широкая степь», «скалистые горы», «бездонное небо». Такие определения, в отличие от первой группы, не предполагают, что есть ещё «узкая степь» или «небо с дном».

Вот поэтическое определение и есть эпитет.

Художник Geoffrey Tristran.
Художник Geoffrey Tristran.

Зачем нужны эпитеты?

Думаю, большинство из вас без затруднения ответит на этот вопрос — для красоты. Действительно, эпитеты делают объект ярче, понятие выразительнее, а текст интереснее и красивее. Не всегда, правда, но пока не об этом.

Украшение текста

Эпитет подчёркивает признак, имеющийся в предмете, привлекает к нему внимание читателя и делает акцент на всём дуэте – эпитет+существительное. И воспринимается это в тексте целостно, слитно. «Серый день», «плачущие тучи», «нудный дождь», «дрожащие ветки» — и уже перед нашим взором возникает картина унылого, дождливого дня.

Кстати, эпитет может быть не только у существительного, но и у глагола. Он отвечает на вопрос «как?» и выражается обычно наречием: «горячо любить», «яростно ненавидеть», «восторженно говорить» и т. д.

Используя эпитеты, надо помнить о двух вещах.

  • Во-первых, украшение не может быть главной целью автора, и тем более самоцелью. Оно должно выполнять разные задачи, связанные с сюжетом: создавать нужную атмосферу, передавать чувства автора и героев, привлекать внимание к объекту, поддерживать гармонию повествования и т. д. Простое украшательство редко идёт на пользу тексту. Во всём хороша мера.
  • Во-вторых, часто пары «существительное+эпитет» становятся стереотипными. Например, «золотая осень», «суровая зима», «тёмная ночь», «тенистая дубрава» и т. д. Это не устойчивые выражения, а штампы, часто продиктованные модой. Так в русской поэзии начала XIX века «дева» обязательно была «младая» или «юная», а «сумрак» «таинственный». Во Франции XVIII века в описании пейзажа постоянно мелькал эпитет «весёлый»: «весёлый ручей», «весёлая рощица», «весёлый лужок» и т. д.

Итак, украшательство – это не единственное предназначение эпитетов.

Художник Charles Wysocki.
Художник Charles Wysocki.

Создание гармоничной фразы

Эпитеты используются, когда, по ощущению автора, в предложении чего-то не хватает, то есть для полноты, информативности и точности фразы. Сравните два предложения:

«Я вошёл в дом, испытывая волнение».
«Я вошёл в пугающий меня дом, испытывая странное волнение».

Первое предложение безлико и несёт мало информации, даже если содержание его понятно из контекста. Второе более яркое, атмосферное и информативное.

Потребность восполнить лексическую пустоту автор часто удовлетворяет, используя ничего незначащие неопределённые местоимения: «какой-то», «чей-то», «как-то» и др. Например, «В этом предложении требуется какой-то эпитет». «Я пребываю в какой-то растерянности». «Он смотрел на меня с какой-то яростью».

Зачем здесь эти «какие-то»? Затем, что автору не пришло в голову подходящего эпитета, а подумать ему было лень. Конечно, иногда такие местоимения к месту, но когда их много, и они просто затыкают дыры в тексте, это плохо. Нужно избавляться от них, как и от других слов-паразитов.

Для создания чувственного образа

В книгах и статьях по писательскому мастерству советуют не рассказывать, а показывать. Эпитеты – это один из приёмов создания объёмной картинки. Оно способны подключить к созданию внутреннего образа разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. «Ласковое море», «мягкое касание лёгкого ветерка», «медовые звуки», «болезненная нежность».

Ну, и моя Ириска за компанию.
Ну, и моя Ириска за компанию.

Эпитеты и метафоры

Для самых дотошных читателей: это не одно и то же. Метафоры – это слова в переносном значении. Эпитеты могут быть метафоричными, например, «жемчужные зубы», «золотая осень» или пример выше – «медовые звуки». Но далеко не все эпитеты являются метафорами, многие из них не имеют переносного значения: «жуткая ночь», «сияющий рассвет», «спокойная старость», «безумное желание» и др.

Когда эпитеты не к месту

Когда их чересчур много, стремление пристроить к каждому существительному красивое прилагательное делает текст приторным, слащавым. Такое произведение быстро начинает раздражать читателя, причём он даже не задумывается, почему текст раздражает. «Не зашло» — и всё.

И, конечно, эпитеты к месту в художественном тексте, но менее приемлемы в публицистическом и совсем не нужны в деловом и научном стиле.

Всё-всё. На этом остановлюсь, а то статья и так получилась большой. До скорой встречи. Не скучайте.