Новые хозяева
8 сентября 1664 года голландский губернатор Петрус Стуйвесант сдал Новые Нидерланды Ричарду Николлсу, командующему английскими войсками и свеженазначенному губернатору завоеванной у голландцев местности, которая в последствии станет колонией Нью-Йорк.
Не прошло и восемнадцати дней с момента захвата Новых Нидерландов, как вожди могавков и "синекусов" (очевидно онейда и онондага), встретились с английским полковником Джорджем Картрайтом, действующим от имени Николлса, в форте Олбани, бывшем голландским фортом Оранж.
Цель встречи, обеспечить переход могущественных ирокезов от голландской к английской администрации. Англичане подтвердили, что меновая торговля мехом продолжается, а ирокезы будут иметь доступ ко всем желаемым товарам, и что преступления, совершенные любыми «английскими голландцами или индейцами (под протекторатом англичан)» будут получать «должное удовлетворение» по всем статьям и для всех сторон.
Хотя, кроме ирокезов, на переговорах не было вождей ни одного другого племени региона, Картрайт, тем не менее, расширил «Статьи соглашения и мира», включив в них индейцев племен ваппингеров и эсопусов*, а также «всех нижних Манхэттанов».
*Ленапеязычные племена со среднего и нижнего течения реки Гудзон.
Со своей стороны ирокезы выдвинули свой набор требований, на которые Картрайт согласился. Среди них было обещание англичан не оказывать помощи врагам ирокезов - сококам, пеннакукам или покумтакам*, Ирокезы не были уверены в успехе войны, поэтому попросили, что если они «будут побеждены тремя вышеперечисленными народами, то могут получить убежище у англичан».
* Сококи, пеннакуки - западные абенаки, индейцы, жившие в среднем и верхнем течении реки Коннектикут, часто назывались общим именем "северные индейцы".
И наконец, ирокезы попросили англичан заключить от их имени мирный договор с манси (северо-восточные ленапе-делавары). Очевидно этот мир был стратегическим ходом ирокезов, чтобы вывести одну или несколько общин манси из войны между ирокезами и саскуэханноками на юго-востоке Пенсильвании*.
*С 1640-х годов делавары были в подчиненном положении у саскуэханнок.
В течение следующего месяца Николлс встретился с несколькими вождями эсопусов в Нью-Йорке, чтобы заключить мирное соглашение, подобное тому, что Картрайт заключил с ирокезами. Любопытно,что новые хозяева Новых Нидерландов не спешили заключать какое-либо мирное соглашение с могиканами, и даже не упоминали их имя.
На вторых ролях
Скорее всего могикане в полном составе жили среди своих союзников, северных индейцев, к которым они примкнули в ходе абенако-ирокезской войны. Положение, в котором оказались могикане, было очень сложное, по сути они оказались на пути военных отрядов ирокезов, шедших в рейды в долину Коннектикута, или же преследующих абенаки, после их набегов в долину Могавка.
Недостаток информации, временное слияние с северными индейцами, и очень острожное поведение могикан, сбивает с толку многих историков в определении деталей и роли, которую могикане играли в войне с ирокезами.
Могавки, давние враги (с 1626 года), жили сразу к западу от могикан, численность могавков к 1670-м годам оценивается в 2000 человек, из которых около 400 были воинами. Сразу к западу от могавков жили онейды (около 100 воинов), и чуть дальше онондаги, которые могли выставит около 250 воинов.
К востоку от могикан жили их союзники, северные индейцы, состоящие в основном из западных общин абенаков из долины Коннектикута, общая численность которых равнялась, а возможно, немного превышала население трех упомянутых групп ирокезов.
Численность могикан в этот период времени оценить не возможно, но не вызывает сомнения то, что они не могли в одиночку противостоять могавкам, и тем более объединенным силам ирокезов.
Могикан спасало то обстоятельство, что силы могавков и других ирокезов из Союза Пяти племен были до предела растянуты. Они вели войну сразу на трех направлениях. На севере с алгонкинами, союзниками французов, на юге с саскуэханнок, которых поддерживала английская колония Мэриленд, и на востоке с северными индейцами.
Имя немногочисленных могикан просто затерялось среди всех этих войн и событий. Но тем не менее, на уровне отдельных лиц или небольших групп воинов, могикане, похоже, действительно принимали какое-то участие в боях с ирокезами.
В письменных источниках есть намеки на страхи ирокезов - реальные или, возможно, притворные - относительно военной силы могикан. Этот вывод, однако, основан в основном на косвенных доказательствах, поскольку имена могикан редко упоминаются в отчетах о конфликте.
Могавки просят мира
После оккупации Англией Новых Нидерландов последовала серия военных столкновений между ирокезами и северными индейцами, которые продолжались до 1670-х годов. Наиболее интенсивные бои последовали за зимней, французской военной кампанией 1666 года против могавков.
Хотя французская кампания закончилась неудачей, французы заблудились и по ошибке атаковали англо-голландское поселение Скенектади, сама возможность вторжения на родные земли ирокезов, впечатлила могавков и воодушевила северных индейцев.
В апреле 1666 года, могавки попытались предотвратить дальнейшие вторжения французов на их родные земли. Для этого ирокезы попросили власти Олбани о посредничестве между ними и Канадой.
В обмен на свою помощь губернатор Николлс настоял на том, чтобы могавки сначала договорились о мире с могиканами и северными индейцами, которые, как известно, были союзниками французов. Данное предприятие было сорвано рейдом могавков против деревни абенаки, около современного Хэдли, штат Массачусетс. Северные индейцы ответили контр-рейдом, в котором, возможно, участвовали и могикане.
В середине июля 1666 года вожди могавков пришли к англичанам в Олбани ,чтобы посетовать на свое непростое положение. Они заявили, что " французы очень хотят драться" и скоро "действительно двинуться сюда". Перед угрозой французского вторжения могавки сказали,что " не хотят спать на этой стороне холма, опасаясь махикандеров (могикан)".
В качестве помощи англичане организовали в августе 1666 года в форте Олбани несколько мирных переговоров между всеми сторонами конфликта. В середине августа могавки встретились с французскими посланниками, и заверили их, что не желают воевать и символически бросили свое оружие на землю.
В конце августа состоялись переговоры между вождями могавков и могикан. Могавки говорили за себя и за онейда с онондаго, а могикане говорили от своего имени и имени северных индейцев. Мирный Совет был открыт приветственным словом английских судей из Олбани.
Обращаясь к могиканам и «другим индейским народам», имея в виду северных индейцев, которые «время от времени нападали на наших братьев, макуасов (могавков)», они просили, чтобы результатом был «добрый, прочный и истинный мир».
«Вы, люди, полностью устали от всех войн и враждебных действий, - сказали собравшимся индейцам судьи, - и вы выроете могилу забвения и положите на могилу тяжелый камень, чтобы зло не вышло оттуда снова».
Переговоры прошли успешно и мирное соглашение между могавками и северными индейцами было скреплено соответствующими словами и клятвами. Передышка очень пригодилась ирокезам, т.к. в сентябре этого же года Александр де Треси, привел более тысячи солдат в долину Могавка. Вовремя предупрежденные, могавки бежали, бросив свои деревни, которые французы благополучно сожгли наряду с огромными запасами продовольствия.
Поражение могикан
В 1667 году, после кратковременного затишья, вызванного мирным соглашением, северные индейцы возобновили набеги на могавков. Произошло это из-за того, что западные абенаки опасались ослабления поддержки французов против ирокезов, т.к. сентябрьский рейд 1666 года заставил могавков просить мира у губернатора Канады.
Два года спустя, летом 1669 года, в то время, когда северные индейцы, как говорили тогда, «наводнили дороги», по которым путешествовали онондаги, союзники могавков, произошло то, что, по всей видимости, стало поворотным моментом во всей войне.
Отряд из нескольких сотен воинов северных индейцев напал на самую восточную деревню могавков. Не сумев прорваться за палисад, нападавшие отступили. Могавки организовали отряд преследования, они не только догнали противника, но и сумели устроить засаду. Сообщалось, что потери с обеих сторон были тяжелыми, и окончательная победа осталась за могавки.
Несмотря на то, что нет четких указаний на то, чтобы могикане участвовали в этом бою, их имя всплывает в октябре 1669 года, когда в переписке с магистратом Олбани губернатор Нью-Йорка Фрэнсису Лавлейсу сообщили о некоторых «предложениях», которые они получили от индейцев. Передав эту информацию губернатору Коннектикута Уинтропу, Лавлейс написал, что они отражают «искреннее желание макуасов заключить прочный мир с махикандерами».
Опасаясь «зависти махикандеров к макуасам из-за некоторых прошлых ошибок», Лавлейс, тем не менее, полагал, что «от нового договора можно ожидать хороших результатов». Уинтроп, однако, собирался совершить путешествие в Англию, и ему было не до организации мирных переговоров своих индейцев с нью-йоркскими.
Мир был достигнут двумя годами позже, когда события в Европе привели к союзу две конкурирующие державы - Францию и Англию - против Нидерландов.
Во время этой короткой передышки Канада и Нью-Йорк смогли собрать могавков и могикан за стол переговоров, где, как пообещали официальные лица Олбани, «мы позаботимся о том, чтобы мир оставался прочным, и заставили махикан прибыть сюда». Но «прочный мир» сохранялся лишь на словах.
Сохранившиеся, хотя и незначительные, записи сообщают, что небольшие группы могавков продолжали свои набеги в долину среднего течения Коннектикута, даже тогда, когда еще один мир был «недавно заключен или возобновлен ими в крепости между макуасами и индейцами махикандерами» в октябре 1675 года.
В апреле 1676 года губернатор Нью-Йорка Эдмунд Андрос, прибывший в колонию двумя годами ранее, сообщил, что когда могавки вернулись после очередной битвы с северными индейцами, махиканцы бежали.
«Но он [Андрос] послал за ними, чтобы они вернулись», и поскольку «некоторые из них вернулись обратно, то им была обещана защита, если они придут, и захотят останутся на той земле, которую он им предоставит».
Бегство могикан от своего давнего врага, заступничество и покровительство губернатора Андроса еще раз доказывает насколько ослабло это племя от многолетней войны с ирокезами. С начала 17 века из-за войн и эпидемий племя могикан растратило былую силу, а желание иметь товаров белого человека больше, чем они могли купить на меха лишило их племенных земель.
Шахтикок
В мае 1676 года Андрос послал весточку «через какого-то доброго Махикандра на восток. . . что все индийцы, которые придут и подчинятся, будут приняты, чтобы жить под защитой правительства».
Андрос желая «цивилизовать местных жителей, как коренные народы, так и европейцев», начал с привлечения аборигенов, живших на реке Эзопус и вокруг Олбани, и «наиболее воинственных индейцев в сотне миль от Олбани»- на свою сторону, положив начало созданию индейского поселения Шахтикок (Шахтикук) недалеко от устья реки Хосик к северо-востоку от Олбани.
Хотя нет никаких свидетельств современников, включая что-либо написанное самим Андросом, считается, что вскоре после этого он встретился с индейцами, собравшимися в Шахтикоке. Предполагается, что там он заключил договор, названный «великим древом», «древом» или «древом благосостояния», чьи длинные ветви, как образно была названа колония Нью-Йорк, обеспечили бы защиту индейцам.
Обратной стороной щедрости Андроса, было намерение остановить исход этих обездоленных индейцев в Новую Францию, откуда в будущем они могли нанести вред колонии Нью-Йорк. Предположение более чем вероятное, если вспомнить поселение Сен-Франсуа беженцев абенаки, которое стало базой для многих индейских набегов на Новую Англию и Нью-Йорк.
На рубеже веков сообщалось, что в округе Олбани, который включал в себя Шахтикок, было чуть менее 100 индейских мужчин, что позволяет предположить, что общая численность индейцев составляла около 400 человек, хотя в 1690 году их насчитывалось около 1000 человек.
В середине 1701 года «речные индейцы» заявили, что они могут собрать около 200 воинов, что примерно соответствует 800 человек общей численности. В следующем году сообщалось,что индейцы могут выставить 197 «бойцов», из которых 110 были «индейцами из Шахтикока», то есть население этой деревни можно оценить примерно в 400 человек.
Надеюсь читателю понятно, что могикане не были могучим племенем, с которым считались все окрестные индейские народы. Факт проведения прямых переговоров могикан с могавками не означает их лидирующего положения в регионе, им всего лишь были делегированы права на ведение таких переговоров.
После окончания этой войны могикане предпочтут двигаться в русле политики ирокезов и англичан, и уже никогда не будут вести какой-либо собственной крупной игры. Само их имя "могикане" практически перестанет обозначать отдельный народ, а станет названием группы индейцев-беженцев из более чем десятка племен.
1 Часть - Ландшафт и окружающая среда // 2 Часть - Первый контакт. Впечатления сторон// 3 Часть - Впервые на карте// 4 Часть - Где и в чем жили могикане// 5 Часть - Численность и эпидемии.// 6 Часть - Соседи. 7 Часть - Этнография без выдумок// 8 Часть - Бобровая война не из-за бобров. Часть 1// Бобровая война не из-за бобров. Часть 2// 10 Часть - Продажа Родины// 11 Часть - Война Кифта// 12 Часть - Профессиональные переговорщики и пушки для ирокезов// 13 Часть - Война Эзопус.// 14 Часть - Вторая война с Ирокезами. Начало// 15 Часть - Война с ирокезами. Поражение // 16 Часть - 17-ый век заканчивается