Из-за закрытия многими странами границ в целях прекращения распространения пандемии, в этом году многие вынуждены проводить отпуск в своей стране. Вроде бы это неплохая возможность для развития внутреннего туризма. Однако, скажем так, есть нюансы.
Прежде всего, многие российские регионы оказались не приспособлены для приема массовых туристических потоков. Не хватает возможностей местного транспорта, недостаточно существующего номерного фонда в гостиницах, слишком мало возможностей у регионального общепита… Вдобавок многие музеи ввели карантинные ограничения, которые только увеличили недовольство туристов, вынужденных выстаивать длинные очереди вместо того, чтобы отдыхать.
Все эти особенности внутреннего туризма можно почувствовать, даже не отъезжая далеко от своего города. Например, в соседней области. Есть такое известное среди творческой интеллигенции место, как Таруса. Это небольшое дачное поселение на Оке на границе Калужской и Тульской областей, неподалеку от Серпухова.
Таруса известна как место, где подолгу жили Константин Паустовский и Марина Цветаева, а также бывали многие представители российских творческих кругов. Поныне многие московские художники, писатели и журналисты имеют в Тарусе дачи. Также это очень популярное направление для поездок выходного дня из Москвы – ехать всего часа три.
Если ехать не на своей машине, а на автобусе или маршрутке, квест может начаться еще в Москве. Электрички в Серпухов и дальше до станции Тарусская ходят редко. Из-за коронавируса часть автобусов на маршруте Москва – Серпухов отменена, хотя в расписании они есть. Попадешь на свой автобус или придется ждать следующий минимум полчаса – это типа лотерея. Маршрутка из Серпухова в Тарусу тоже ходит нечасто, так что многие пассажиры едут стоя (около часа, причем все еще с сумками и рюкзаками), что явно не добавляет комфорта.
Далее. В этом летнем сезоне забронировать номер в самой Тарусе на выходные оказалось фактически невыполнимой задачей, если только не делать это сильно заранее. Местные гостиницы («Таруса», «Золотой якорь» и др.) под завязку забиты туристическими группами.
Хорошо еще, что вокруг городка есть несколько отличных туристических баз, расположенных прямо на берегу Оки. Там свободные места обычно есть, хотя лучшие из них (в коттеджах посреди соснового бора), конечно, разбирают заранее.
Да и в местную сауну тоже сложно попасть, так как в желающих недостатка нет – в выходные идет запись чуть ли не на день вперед прямо с утра.
Отдельный аттракцион в этом году – посещение музеев. Во время весеннего карантина они были просто закрыты. Летом российские музеи открылись, но как-то очень хитро.
Например, в дачу-музей Паустовского пускают группами не более 10 человек. Кто не успел – ждет около часа, пока не выйдет предыдущая группа. Если при таком раскладе разбивается кампания друзей или даже семья, это ее проблемы. Отойдешь погулять или по своим делам – считай, потерял место в очереди.
Но администрация дома-музея Цветаевых переплюнула даже это ограничение. Туда пускали группами только 5 человек.
В результате желающие попасть в музей часами стояли в плотной длинной очереди, хотя по логике это наоборот должно способствовать потенциальному заражению вирусом.
Еще одна классическая забава в Тарусе – речная прогулка по Оке на другой берег в бывшее имение художника Поленова. Те, у кого нет недостатка в финансах, могут заплатить местным мужикам, и они прокатят туда на катере за пару тысяч рублей (неважно, едет один человек или несколько, но не больше четырех).
Но большинство туристов отправляется в Поленово на местном теплоходе с божескими ценами – всего 350 рублей в обе стороны.
Правда, посадка на кораблик больше напоминает его взятие на абордаж, так как местные гиды с туристическими группами всячески пытаются «сбросить за борт» индивидуальных туристов.
Конечно, фигурально, но тем не менее.
Кстати, при поездке на судне на подводных крыльях по Ладожскому озеру на Валаам действует аналогичная система: сначала пускают группы туристов и паломников, а только потом индивидуальных туристов. Если места не хватит, возможно, следующего рейса на архипелаг придется ждать несколько часов. И да, столовая в самом Валаамском монастыре из принципа кормит только группы – индивидуальных туристов посылают в небольшой буфет с минимальным ассортиментом.
В Поленово, которое расположено уже в Тульской области, а не в Калужской, как Таруса, повторяется аналогичный музейный квест.
Количество билетов ограничено и, конечно же, в самые интересные места вроде главного дома поленовской усадьбы билеты уже выкуплены группами.
Попасть в другие места можно только с экскурсией в определенные часы (просто купить билет и осмотреть экспозицию самостоятельно нельзя).
Разумеется, часы проведения экскурсий и отправления речного кораблика в обратные рейсы в Тарусу никто согласовывать по времени не думает.
А зачем?
Конечно, места на Оке столь вдохновляющие, а публика – интеллигентная, что никто особенно не ругается и не портит настроение себе и другим (ну или почти). Но, как говорится, осадочек остается.
Также читайте и смотрите на моем канале:
Таруса - лучшее место для самоизоляции московской интеллигенции
Куда пропал кремль в Серпухове?
Серпухов - как разрушается наследие города
Усадьба Абрамцево стала еще доступней
Усадьба Мураново - вотчина Боратынских и Тютчевых
Коломна - город, связанный с Борисом Пильняком и Анной Ахматовой
Как и где отдыхать летом, когда все границы закрыты? Лайфхак от Паустовского