Найти в Дзене

Сколько же раз генерал Жуков окружал генерала Паулюса?

Может быть, кому-то вынесенный в заголовок вопрос покажется странным. Вроде как ответ знают даже дети, если они вдруг что-то читали или смотрели про Сталинградскую битву. Как известно с советских времён, Жуков придумал «другое решение», которое заключалось в том, чтобы ударом с флангов окружить далеко прорвавшиеся немецкие войска. В результате чего и была одержана Великая победа на Волге, и свершился коренной перелом в Великой Отечественной войне. Я ничего не забыл?

Те, кто более внимательно читал советскую историю, знают, что на самом деле товарищ Жуков в начавшейся 19-го ноября операции по окружению Паулюса участия никакого не принимал, а руководил там всем товарищ Василевский.

Товарищ же Жуков находился на совершенно другом фронте и руководил другой операцией, не менее, а скорее и более важной, чем наступление под Сталинградом, но в отличие от сталинградской, закончившейся неудачно. А так как рассказывать товарищу Жукову про неудачный «Марс», а затем про ещё более неудачную «Полярную звезду», не хотелось, то появилась версия, что весь план операции «Уран» по окружению немцев в Сталинграде придумал и написал сам Жуков, а товарищ Сталин его лично одобрил и поставил свою подпись.

Беда в том, что в предложенной Жуковым версии слишком много не подтверждается. Видимо, когда сочиняли, и представить не могли, что и журнал посещений кабинета Сталина будет опубликован, и архивные документы станут доступны любому пользователю Интернета. А документы говорят, что не было никаких совещаний у Сталина, и нет никакого документа, Жуковым разработанного и Сталиным подписанного.

А что же было?

Жуков прибыл в Сталинград в первые дни сентября, с задачей координировать действия Сталинградского фронта. Фронт, хоть и назывался Сталинградским, но располагался севернее и объединял войска, расположенные на флангах немецкой группировки. Войска в самом Сталинграде и южнее его объединял Юго-Восточный фронт. Выгодное охватывающее расположение Сталинградского фронта сразу же однозначно показывало на единственное его возможное использование — удар по флангу прорвавшихся к Волге немецких войск.

Это было всем понятно ещё задолго до приезда Жукова, и когда в августе наши войска начали операцию по захвату плацдарма на западном (или южном, по-разному пишут в документах) берегу Дона у Серафимовичей, то рассматривался он (плацдарм), как исходный для будущего наступления немцам во фланг.

Под руководством (или координацией) Жукова войска Сталинградского фронта и начали такое наступление. С датами иногда путают, поскольку 3-го сентября начала наступление лишь 1-я гвардейская армия, две вновь прибывшие армии (24-я и 66-я) успели лишь к 5-му, и вводились в бой «с колёс», без малейшей подготовки. Наступление не дало ничего, кроме потерь, и закончилось к 12-му сентября. Но сразу же стали готовить новое, пополняли войска, провели перегруппировку. Наступление началось 18-го. Длилось оно практически без пауз (хотя 24-я и 66-я армия прекращали наступать, но потом снова начинали) до 2-го октября. К тому времени фронт уже сменил название (стал называться Донским) и командующего — его возглавил генерал-лейтенант К.К. Рокоссовский.

Сразу же стало готовиться новое наступление, которое началось 20-го октября и длилось до 27-го октября. После чего было решено, следующий удар наносить на участке 21-й и армии, которая активных боёв не вела, а стало быть и потерь больших не имела. Вместе с 63-й и переброшенной под Сталинград 5-й танковой, эти три армии составили новый фронт, Юго-Западный. Но это была уже совсем другая история.

Непосредственно Жуков же координировал операции в сентябре и октябре, то есть три раза при его участии проводилась попытка окружить Паулюса.

Когда я (еще много лет назад) впервые опубликовал данные об этих операциях, некоторые именитые авторы даже подняли меня на смех. Дескать всё это глупости, и Жуков, и Рокоссвский, и Жадов и другие участники битвы, ничего в своих воспоминаниях об этих операциях не писали. А речь идёт о всем известной частной операции от 10-го октября, когда пытались срезать прорыв немецкого 14-го моторизованного корпуса к Волге.

Мемуары, штука, конечно, интересная, но есть же ещё и документы. И эти документы, в том числе, показывают, что никаких наступательных боёв войска Донского фронта 9-го и 10-го октября не вели.

Зато по поводу всех вышеперечисленных мною операций есть и их подробное описание (в виде сводок, донесений и разборов результатов), планы, схемы и карты.

Как мне кажется, очень много в восприятии операций на флангах сыграли карты. Если посмотреть на советские карты Сталинградской битвы, то там действия Сталинградского, а затем Донского фронта, обозначены лишь тремя стрелочками.

-2

Однако сегодня нам доступно множество настоящих оперативных карт, на которых нанесены не только войска, но и разграничительные линии наступления конкретных армий, корпусов и дивизий. Поскольку так же имеются и подробные планы операция, где указаны ближайшие и основные задачи, рубежи, на которые должны выйти наши войска к определённому сроку, то можно увидеть зрительно, что же именно планировали сделать.

Наступление в сентябре и октябре вели четыре армии: 1-я гвардейская, 4-я танковая, 24-я и 66-я. Собственно, 4-я танковая по сути почти не наступала, её задачей были переправы на Дону. 66-я армия вела наступление своим правым флангом, и её задачей было наступать на Орловку, чтобы по кратчайшему пути соединиться с 62-й армией, ведущей бои в Сталинграде.

Основной удар наносился 1-й гвардейской и 24-й армиями, то одна, то другая была главной ударной силой, а вторая — вспомогательной. Согласно имеющимся планом, их задачей было выйти к таким населенным пунктам как Алексеевка, Кравцов, Мариновка, Платоновский. Илларионовский и т.д.

Я потрудился сделать новую карту. Взяв две оперативные карты, Сталинградского и Юго-Восточного фронтов, на период 18-22-го сентября, я наложил их одну на другую, чтобы на одной карте были видны войска сразу обеих фронтов. Увы, в архиве карты всех войск под Сталинградом не было, но так как масштаб карт был одинаков, работа была не самой сложной. Затем, я нанёс на эту карту стрелками планируемые направления ударов советских войск. Благо на картах уже имелись разграничительные линии и опять же было не сложно нарисовать стрелки в планируемых полосах наступления, до указанных по плану рубежей наступления.

Ну и вот что получилось:

-3

Я не знаю, можно ли это назвать операцией по окружению немцев, тем более, что слово «окружение» ни в каких плановых документах не встречается. Но, как минимум, в планах советских войск было перерезать все дороги из Сталинграда на запад. А на юг дорог нет, и по голой степи в тех краях особо не набегаешься. Так что армия Паулюса оказывается отрезанной.

Тем более, что и Юго-Восточный фронт ведь планировал наносить удар навстречу. В случае прорыва войск Сталинградского фронта в тыл немцам, им пришлось бы снимать войска с других участков, тем самым ослабив их. И, стало быть, войскам Юго-Восточного фронта задача упрощалась: прорвать оборону румынских частей и всего лишь десяток километров до реки Червленая. А там бы кольцо и замкнулось.

Что из всего вышесказанного следует, на мой взгляд?

Ну, во-первых, в истории Сталинградской битвы стоит, наконец, заметить, действия наших войск на северном фланге. Там, только за сентябрь месяц было потеряно 154 802 человека, из которых 30 545 убитых.

А во-вторых, стоит как-то более точно изложить историю разработки операции «Уран», используя документальные и другие серьёзные источники.

Всё-таки надо же нам знать свою историю.

Я же вам порекомендую свою статью:

Читая маршала Жукова: самая «забытая» часть Ржевской битвы