История машины, которая прогремела на весь Союз, началась в конце 80-х годов. Жившие в эстонском городе Нарва и трудившиеся мастерами производственного обучения братья Алексей и Матвей Юлле решили спроектировать «зажигалку» для городских поездок и недалеких путешествий на природу. Концепция автомобиля под названием FORUM была предельно проста: легкость, простота, спортивный стиль.
Первоначальный вариант машины был заднемоторным. Впоследствии конструкторы отказались от него в пользу классической компоновки. Для своего детища они использовали хребтовую ферменную раму, двигатель от «Урала» М-66, а кардан от «Москвича». Передней подвеской служили две пары А-образных рычагов. Алексей Юлле отмечал, что автомобиль вышел «веселым». Он быстро разгонялся до 120 км/ч, его можно было бросать в повороты на высокой скорости, а управление отличалось точностью. Создавалось впечатление, что машина читает мысли хозяина.
В дождливую погоду по прозрачной крыше ФОРУМа стучали капли, а у тех, кто в это время находился внутри возникало ощущение, что они пребывают на подводной лодке, особенно когда невысокий автомобиль окатывали брызгами проносившиеся мимо машины.
При изготовлении деталей кузова братья применяли стеклопластик и фанеру. Оригинальным решением была установка вместо дверей колпака, или «фонаря», выполненного из стекла и металла. Он поднимался вперед и вверх. ФОРУМ обладал и другой интересной особенностью: имел съемные кузовные панели, сделанные из листовой фанеры. Краску для нее создатели автомобиля изготовили самостоятельно.
ФОРУМ получился низким, но довольно широким, двухместным. Чтобы попасть внутрь, надо было перешагнуть через борт, но нахождение в салоне водителя и одного пассажира было вполне комфортным. Оба располагались в полулежачем положении. Чтобы сделать посадку в автомобиль более удобной, рулевая колонка была спроектирована таким образом, что поворачивалась в боковом направлении. Ее снабдили запорным устройством.
Дизайн эстонской «зажигалки» с прозрачной крышей в спортивном стиле вызывал неподдельный интерес у специалистов и любителей. Подтверждение тому – 3 место на Всесоюзном конкурсе «Самавто-89». В заезде на экономичность "Форум" поставил антирекорд с расходом 18 литров на сто километров.
Когда Алексей и Матвей Юлле переехали жить в Финляндию, с автомобилем пришлось расстаться. Затем он снова сменил владельца и закончил свою жизнь в пожаре. Спустя много лет эффектные прозрачные крыши, как некогда на эстонском ФОРУМе, украшают машины серийного производства, появились модели модульной конструкции.
Стремительное детище братьев Юлле вряд ли затерялось бы среди них. Его корпус покрывала особая краска, переливавшаяся в солнечных лучах множеством искрящихся точек. Таким же остался в памяти и сам ФОРУМ – ярким и зажигательным.
Не забудьте подписаться на наш канал - СамАвто