Найти в Дзене
Полевые цветы

Васильковое лето промчалось… (Продолжение)

Начало Часть 3 Часть 4

Часть 5 Часть 6 Окончание Все публикации этого автора

Алёшка Береснев любил учиться в школе. Любил на уроках решать задачи, выполнять задания в контурных картах… Неплохо писал сочинения по литературе. Домашние задания любил. Может, потому, что ростом не особо удался: был ниже даже некоторых девчонок в классе. Как-то так повелось, что пацаны не звали его в футбольную команду. И в драках обходились без него. Ничего не оставалось, как учить уроки – сам Алёшка так объяснял свою любовь к учёбе. А младшего брата, Мишку, без подзатыльника за уроки не усадишь. Мишка в первый класс пошёл, когда Алексей уже в десятом был. С первых дней Мишкиной учёбы стало ясно, что он вовсе не собирается учиться читать и писать. Мать с отцом беспомощно разводили руками, потихоньку совещались – не дать ли Мишке ремня… Почему-то с надеждой посмотрели на старшего сына… И с облегчением поручили Мишку десятикласснику Алексею. Впрочем, Алексей и так нянчился с Мишкой с тех самых пор, как мать с отцом привезли младшего брата из родильного дома: отец с матерью – инженеры-дорожники, занимались проектированием новых трасс, часто уезжали в командировки. Алёшка завидовал одноклассникам, у которых были сёстры… Но – делать нечего – родители очень любили свои дороги, а Алёшке нравилось, что они без конца говорят о построенных и будущих трассах, спорят, соглашаются друг с другом, потом снова спорят… А отец незаметно целует мамины волосы – это Алёшке особенно нравилось. Сестры не было, и Алёшке пришлось научиться готовить завтрак, а порой – и обед…

Как-то на завтрак Алёшка приготовил сырники. Аппетитные такие, румяные. Сгущёнкой их полил, как полагается. Мишка хныкал за столом, горестно рассуждал: ну вот кто придумал эту школу?..Зачем?.. Так спааать хочется! Нет – вставай и иди…

Старший брат поставил перед ним тарелку, налил чай с молоком. Мишка перестал хныкать, заинтересовался сырниками. С видом преогромного одолжения съел один… потом не заметил, как сметелил все остальные, что положил ему в тарелку брат.

-Алёх! – Мишка благодарно шмыгнул носом. – А как ты умеешь готовить такие сырники? Вкууусно! – аж глаза прикрыл. – И чай! Я так не умею!

Алёшка пожал плечами:

- Да так, брат… Знаешь, всему надо учиться…

Хитрый Мишка сразу понял, к чему идёт:

- Уууу!.. – протянул разочарованно и обиженно. – Будто бы… нельзя без учёбы.

Алексей улыбнулся:

- Нельзя, Мишка.

Десятиклассник Алёшка этим утром сделал вывод: малый не хочет учиться, потому что не понимает, зачем это надо – каждый день ходить в школу… делать уроки… Мишкина учительница – догадаться было совсем не трудно – не увлекалась преподаванием в своём первом классе. Алина Викторовна не скрывала, что ей просто надо пару лет поработать в школе – что-то вроде такого трамплина… Для дальнейшего жизненного успеха. Первоклашки её выглядели заброшенными, на переменах бесцельно бродили по школе. Алёшка, любивший учёбу, прямо страдал: двенадцать мальчишек и тринадцать девчонок не хотят учиться!..

За Мишку он взялся. Не упускал ни одного момента, чтобы убедить брата: как плохо не знать и не уметь. Вскоре Мишка уже не решался отмахиваться, оправдываться, ныть:

- Я не знаааю, как…

-А ты узнай, – всегда говорил Алексей.

И однажды вернувшиеся из длительной командировки родители не поверили своим глазам. Отец со вздохом взял полистать Мишкины тетради… Особой радости от этого занятия не предчувствовал, но что поделаешь, надо же заниматься воспитанием младшего сына… И поспешил к матери на кухню. Они долго рассматривали ровные Мишкины буквы, аккуратные цифры. В довершение Мишка прочитал им целую страницу из книжки «Аленький цветочек». Отец прижал к себе старшего сына:

- Ну, Алёха! Ну, ты… педагог!

Алёшка задумался. Педагог?.. Конечно, ему нравились многие профессии… Хотелось, как мама с отцом, строить новые трассы… И учёным-биологом хотелось стать: за биологией будущее, уже даже такая отрасль появилась – космобиология… А Алёшка так любил учиться!.. И вдруг осознал… что любит не только учиться, но и… учить. А что – вон как с Мишкой-то получилось. Сам теперь за уроки садится… упрямый такой – пока не решит, не встанет из-за стола. Бывало, посмотрит на написанные строчки, вздохнёт… и начинает переписывать – чтобы ровнее было… красивее. И Алёшка, наконец-то, стал узнавать в младшем брате себя. Нет, Мишка мотался с мальчишками по футбольному полю, бывало, с разбитым носом домой являлся… Но за уроки садился без напоминаний. Алёшка видел, что брату тоже понравилось учиться.

И после одиннадцатого Алексей Береснев поступил в педагогический университет. Когда пошли на педагогическую практику, оказалось, что у Береснева это очень хорошо получается: учить. Опытные учителя переглядывались, улыбались: щуплый смуглый мальчишка незаметно наводил в классе порядок – с первой минуты урока. Ничуть не терялся перед классом, будь то шумные, развесёлые пятиклашки или скептически ухмыляющиеся одиннадцатиклассники. Просто входил в класс и начинал учить. Причём свойства квадратных корней… уравнения, неравенства вдруг начинали вызывать такой интерес у закоренелых школьных скептиков, что… ну, другая планета!..

Фото из открытого источника Яндекс
Фото из открытого источника Яндекс

Удивительно: пятёрками студент-практикант не сыпал… А девятиклассники искренне радовались его тройкам, гордились, что на три решили. Как-то вдруг поняли цену отметки: не просто пять… или – три… Оказывается, отметка – очень интересный момент школьной жизни. Алексей Степанович научил их самих оценивать своё решение, и получилось, что на тройку тоже много надо знать… А если хочешь пятёрку – найди красивое решение, перебери формулы…

Кстати, на перемене Алексей Степанович с удовольствием учился у мальчишек футбольным премудростям…

К окончанию университета у Береснева уже были опубликованные статьи в педагогических журналах, серьёзные доклады и рефераты, с которыми Алексей выступал на семинарах и конференциях. Поэтому вопрос о поступлении в аспирантуру был решён. И вдруг будущий учёный-педагог почувствовал неясную тревогу… Почему-то перестали нравиться свои разработки уроков, доклады, рефераты… Алёшка старательно их перечитывал, убеждался: нет, не то… Бесцветность какая-то…Даже – безжизненность… Разве это педагогика?!..

Осмелился – сказал о своих тревогах научному руководителю. Пётр Павлович с задумчивой улыбкой смотрел на Алексея. И предложил:

- А поезжай-ка ты… в деревенскую школу. Там многоцветья… поверь мне.И жизни!.. – И уже серьёзно добавил: – С темой ты определился. А практика не помешает.

И поехал Алексей в Ромашкино – преподавать математику. Решил: года три поработает в здешней школе, чтобы смело ссылаться на свой опыт, на свои выводы.

Правда, Ольга не поняла его решения. На предложение Алексея поехать вместе в Ромашкино рассмеялась: а я что там буду делать – с дипломом переводчика с японского… Алексей незаметно вздохнул: дело не только в японском… К педагогике Ольга относилась с лёгким презрением: ну, кому это надо… Математика – да, но ведь есть много интересных сфер, где можно устроиться с дипломом математика, особенно – если диплом с отличием…

Алексей с Ольгой встречались уже два года. Алёша привык к постоянному Ольгиному снисхождению, был благодарен, что она встречается с ним. Известно, что девушки любят высоких и красивых… Ольга и сама была невысокая, но специально надевала высокие каблучки, чтобы хоть немного, но всё же быть повыше Алексея… чтобы сомнений не было: она снизошла… до встреч с ним… Вот так, царственно, снизошла… и это он… выглядевший щуплым одиннадцатиклассником, должен был ценить.

Алексей и сам знал, что мало чем отличается от школьника-одиннадцатиклассника. Однажды, уже на последнем курсе, ему предложили вести уроки в школе – посреди учебного года учительница математики ушла в декретный отпуск, а у неё – три выпускных класса… Алексей согласился… Но до сих пор краснел: вспоминал, как подошёл к расписанию уроков… как две рослые девчушки, потом выяснилось – семиклассницы… решительно и нетерпеливо оттеснили его от расписания:

- Ой, пацан… что ты так долго рассматриваешь, отойди… Мы опаздываем! – поводили пальчиками по расписанию и убежали…

…А когда увидел на берегу речушки в Ромашкино девчонку… Взглядом опытного педагога определил, что она, должно быть, одиннадцатиклассница местной школы… Как жаль!.. Жаль, что он уже не одиннадцатиклассник…

Продолжение следует…

Начало Часть 3 Часть 4

Часть 5 Часть 6 Окончание Все публикации этого автора